Общий кризис экономики, систематическое выделение финансовых средств по остаточному признаку, низкое качество ремонта вызвали резкое ухудшение состояния коммунальных объектов в России. По оценочным данным, физический износ сетей водоснабжения/водоотведения в целом по России составляет
По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет
По предварительным расчетам на восстановление основных фондов коммунального сектора России до нормативных значений требуется 2 трлн 140 млрд руб.
А по факту планово-восстановительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и коммунальной энергетики практически полностью вытеснили аварийно-восстановительные работы, единичные затраты на проведение которых в
Кроме того, средства на ремонт сетей зачастую доходят до строительных органи-заций к ноябрю-декабрю, что приводит к тому, что работы выполняются в осенне-зимний период.
Другим негативным фактором являются огромные материальные потери, которые из года в год несет наша страна вследствие аварийного состояния подземных инженерных коммуникаций. По данным официальной статистики, «утечки и неучтенные расходы воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15 % (3 млрд 339,2 млн кубометров) от всей подачи воды в год», а в ряде городов утечки достигают
Таким образом, актуальность проблемы защиты сетей водоснабжения и водоотведения от разрушения не подвергается сомнению.
Для обеспечения защиты канализационных сетей от разрушающего воздействия окружающей среды необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач. В их числе разработка критериев оценки состояния канализационных сетей и сооружений, оценка текущего состояния действующих сетей и сооружений, анализ существующих ремонтных технологий и разработка комплекса профилактических мероприятий, направленных на увеличение сро-ков безаварийной эксплуатации таких сетей.
Кроме того, немаловажно обеспечить такие темпы ремонтных работ, которые позволили бы в обозримом будущем, с высоким качеством, отремонтировать поврежденные участки существующих сетей и обеспечить своевременный ремонт новых сооружений.
К слову сказать, успешное решение этих задач не является утопией. Наглядным доказательством является практика эксплуатации сетей в ФРГ (540700 км, количество колодцев 13,4 млн), протяженность которой в несколько раз больше, чем в России (176500 км). И, несмотря на то, что средний возраст немецких сетей составляет около 41 года, санации из них требуют только 17%.
Такие результаты стали возможными благодаря грамотной эксплуатации и своевременному ремонту сетей с применением современных строительных материалов и передовых технологий.
Примерно в 330 млрд евро оценивается стоимость восстановления коммунальной канализационной сети в Германии. Если принять в расчет трубопроводы промышленных предприятий и других частных пользователей, то эта сумма может быть увеличена вдвое: хорошее основание для того, чтобы заранее позаботиться о качественном обслуживании и профилактическом ремонте стареющей сети водоотведения. Бестраншейные технологии ремонта канализационной сети позволяют справиться с этой задачей быстро и сравнительно недорого.
Следует отметить, что существенно отличаются европейский и российский подходы к выбору технологий для производства работ и производителей работ. В частности во всех развитых странах в приоритете не цена как таковая, а соотношение цена/качество.
В ФРГ качество ремонта оценивают по объему затрат управляющей компании на поддержание трубопровода в исправном состоянии после ремонта. У нас же зачастую главное, чтобы в течение года ничего не произошло в течение гарантийного срока, а потом не важно.
К сожалению, сложность современной инфраструктуры вызывает массу трудностей на пути к модернизации и новейшему решению проблем ЖКХ.
Зачастую российским специалистам приходится признавать, что без помощи зарубежных специалистов технологическое отставание ликвидировать крайне сложно. А потому почему бы не использовать опыт зарубежных коллег, чтобы начать решать проблемы водоснабжения и водоотведения современными методами. В этом случае можно будет в обозримом будущем обеспечить население страны, регионов и районов качественными услугами в сфере ЖКХ.