Создаются новые программы, рождаются структурные новации, к ремонтным проблемам ветхих домов подключилось государство. Но очень мало горожан, проживающих в старых домах, ощутили на себе все прелести преобразований.
Калужская областная газета «Знамя» предоставила слово председателю одного из первых в Калуге ТСЖ — «Московская, 117» — Валерию Щербаню.
После приватизации многие стали собственниками жилья. Но мало кто до конца понимает в связи с этим свои права и обязанности.
А между тем в Жилищном кодексе четко обозначено: «Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, а также общего имущества в многоквартирном доме». Что значит «нести бремя» и что такое «общее имущество»?
А общее имущество весьма обширное: лестничные площадки, лестницы, лифты, чердаки, подвалы, в которых проложены коммуникации, и т.д. И требования к содержанию его таковы: осмотр состояния имущества и имеющихся поломок, обеспечение освещения в помещениях общего пользования, уборка, в том числе и земельного участка, сбор и вывоз бытовых отходов, текущий и капитальный ремонты.
Работы по содержанию общего имущества собственники обязаны выполнять сами либо оплачивать их стоимость. Естественно заниматься должны этим профессионалы-исполнители. Заказчиками же являются жильцы дома. Они и платят. Но всем этим процессом должен кто-то руководить.
Газеты уже многократно писали об этом, перечисляя три способа управления многоквартирным домом. Так какой же способ более приемлем?
Начнем с первого варианта, когда собственники сами же являются исполнителями либо их нанимают. Второй — это когда создается ТСЖ и избирается правление. Эти два способа очень близки по характеру выполнения функций. Председателю ТСЖ в этом случае приходится не только решать все проблемы с исполнителями (и не только с ними), но планировать и работу, и расходование средств, заниматься сбором коммунальных платежей, уплатой налогов, заключением различных договоров и многое, многое другое.
Третий способ не предусматривает выбора из состава жильцов некоего управленца, способного взвалить на себя все хлопотное домовое хозяйство.
Нет сомнения, что любой из этих способов управления может быть успешно реализован. Но чтобы был результат, нужно подобрать крепких людей — не просто грамотных, но обладающих современными знаниями и опытом во многих областях. А главное, чтобы такой человек согласился нести тяжкий крест коммунальных проблем.
Предположим, что представитель жильцов выбран единогласно. Теперь перед ним помимо финансовых нехваток встает и проблема равнодушия и пассивности жильцов, которые считают, что в их обязанности входит лишь оплата коммунальных платежей.
Управляющие же компании строят свою работу в режиме «тушения пожара». Какие-либо действия производятся лишь в случае появления серьезной жалобы. Работать на упреждение возможных проблем у управляющих компаний получается невсегда.
Чтобы лучше разобраться в реализации этих трех способов управления домами, условно разделим весь жилфонд областного центра на две группы. Первая — это постройки, чей возраст менее двадцати лет. И проживают в них состоятельные граждане. Вторая (а она большая) состоит из домов типа «сталинки» или «хрущевки», чей физический износ колоссальный. На их содержание требуются астрономические средства в рамках капитального ремонта.
Для примера возьмем обычный четырехподъездный пятиэтажный дом. На счете «капитальный ремонт» за несколько последних лет накоплено в лучшем случае не более трехсот тысяч рублей. Этих денег хватит разве что на ремонт крыши. Для полноценного капремонта, включающего обновление инженерных сетей, подвала, фасада, требуется в среднем от трех до пяти миллионов рублей. Если накапливать деньги такими же темпами, то капремонт дома можно будет сделать через полвека. Да скорее всего, он к тому времени наверняка рухнет от старости.
Государство приняло ряд мер поддержки. Согласно федеральному закону было выделено 240 млрд рублей на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов, а также переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. Но одним из главных условий субсидирования была организация ТСЖ. Поэтому первые деньги получили те дома, где жильцы сумели подыскать нужного управленца.
Теперь Валерий Щербань рассказал о своем доме, в котором до создания ТСЖ был старшим. Московская, 117 — обычная «хрущевка». К 2008 году дом приближался по возрасту к 50 годам.
Оценив ситуацию, было решено создать товарищество собственников жилья. Заключили договор с управляющей компанией ООО «УК МЖД «Московский округ», все оформили документально и потому попали в госпрограмму по ремонту. Впереди нам казалось светлое будущее.
Во время капремонта систем отопления вместо стальных труб нам установили полипропиленовые, а чугунные радиаторы заменили на биметаллические. Современные материалы, прогрессивные технологии...
И вот результат — первый после капремонта отопительный сезон
Для устранения причин аварии надо было заново смонтировать все трубопроводы в чердачном помещении. Это была немалая сумма. Мы обратились в прокуратуру и ОБЭП. Получен ответ — хищения нет, состава преступления — тоже.
Следующий отопительный сезон — тот же результат: семь аварий! На все жалобы и обращения управляющая компания отвечает, что исполнитель ремонта отопительных систем обанкротился и они что-то сделать бессильны. Итог: государственные средства потрачены. Проблем же в доме только прибавилось.
Вывод из всего сказанного напрашивается один: в новых больших домах создавать ТСЖ нужно. Да и желающих грамотно управлять найти здесь можно. А что касается старых домов, где проблемы возникают чаще, чем на счета коммунальных служб приходят деньги, то здесь людям остается только одно — искать хорошую управляющую компанию.