В июле прошлого года Президентом был подписан Федеральный закон № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Выход в свет этого документа вызвал достаточно широкий резонанс, так как 185-й закон поменял основной принцип финансирования капитального ремонта жилых домов.
Согласно официальным данным, настоящий закон разработан в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования ЖКХ. Кроме того, он устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилого фонда.
В целом, для реализации поставленных задач данным Федеральным законом выделено 240 млрд. рублей для всех субъектов Российской Федерации. Безусловно, выделенных средств на капремонт всех нуждающихся многоквартирных жилых домов в России не хватит, тем не менее, 185-й закон позволяет подступиться к решению двух важнейших проблем в сфере содержания многоквартирных домов, имеющих общегосударственный масштаб. Во-первых, это отсутствие ответственных собственников, которые бы относились к своему дому действительно как к собственному имуществу и самостоятельно заботились о том, чтобы поддерживать его в надлежащем техническом состоянии. Ведь после приватизации люди в полной мере ощутили себя собственниками отдельных квартир, но почему-то не хотят осознать свою ответственность за судьбу дома в целом. Именно поэтому одна из задач, которую должно решить исполнение нового закона — привить собственникам ответственность за свое жилье.
А во-вторых, серьезные препятствия в решении проблем капремонта создает низкое качество наших многоквартирных домов. Беда не только в протекающих трубах и крышах: жилые здания потребляют чрезвычайно много ресурсов и, к сожалению, значительную часть из них теряют. Даже по нормативным требованиям энергопотребление наших домов примерно на 40% выше, чем в европейских странах. По факту, реальность такова, что огромное количество энергии уходит через фасады и кровли с недостаточной теплоизоляцией, некачественные оконные проемы и двери в подъездах. Сегодня задача государства — создать стимулы для собственников, чтобы они задумались о повышении энергоэффективности своих домов. Если сократить потребление ресурсов без ущерба для комфорта проживания на 20-30%, то огромные деньги можно направить на ремонт и улучшение качества домов.
В Обнинске программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов посредством Фонда содействия реформированию ЖКХ начала работать в этом году. 23 июля на долевое финансирование проведения капремонта поступили средства в размере 90,406 млн. рублей. В местном бюджете на эти цели было заложено 7,861 млн. рублей. Еще 5 млн. рублей — это средства собственников помещений в тех многоквартирных домах, где планируется ремонт.
28 июля Администрацией города было принято постановление «О распределении средств, полученных за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и средств местного бюджета между многоквартирными домами для проведения капитального ремонта».
Всего по сообщению Управления городского хозяйства Администрации города в данной программе в Обнинске принимают участие 43 многоквартирных дома. В четырех домах из них планируется провести ремонт фасада, в 21 доме — будут отремонтированы внутридомовые инженерные системы, в 23 домах — осуществлен ремонт крыши, и в 5 домах — заменены 6 лифтов.
Стоит отдельно отметить, что все дома, участвующие в 2009 году в программе капремонта полностью соответствуют все требованиям закона. В частности, в каждом из них выбран способ управления.
В соответствии со ст. 20 185-го Закона с 3 по 7 августа в Администрацию города Обнинска поступили уведомления об открытии отдельного банковского счета с указанием его реквизитов от 19 товариществ собственников жилья и 5 управляющих организаций.
В начале июля Администрацией города была организована «Ярамарка подрядчиков», в которой приняли участие все строительные и ремонтные организации, которые изъявили желание получить подряд на осуществление капитального ремонта домов в Обнинске по программе Фонда реформирования ЖКХ.
После подачи заявок, специальная комиссия провела предварительный отбор заявок подрядных организаций, поданных для участия в «Ярмарке подрядчиков» по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. К слову сказать, для участия были допущены все организации, подавшие заявки. 14 июля была проведена сама «Ярмарка», на которой подрядчиков для ремонта домов выбирали сами жильцы.
После поступления средств, до 11 августа управляющими организациями и товариществами собственников жилья были заключены договоры со всеми выбранными подрядными организациями.
В настоящее время ведутся переговоры по вопросам, связанным с заключением договоров с организациями, которые будут осуществлять технический надзор за проделываемой работой.
Кроме того, в рамках данного проекта был проведен кадастровый учет земельных участков, на которых расположено 19 многоквартирных домов, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта. Все сметы расходов на капитальный ремонт 43 многоквартирных домов утверждены общими собраниями собственников помещений в этих домах.
В настоящее время в 32 многоквартирных домах Обнинска, вошедших в адресную программу, уже начаты работы по проведению капитального ремонта. Еще в 11 домах производится закупка оборудования и материалов.
Учитывая тот факт, что в Обнинске порядка 600 многоквартирных жилых домов, 43 ремонтируемых дома — это не так уж много. С другой стороны, есть новостройки, которые пока еще не требуют ремонта, есть дома, которые по своим параметрам не попадают в данную программу... Возникает резонный вопрос: уж не придется ли их жителям проводить ремонт за свой счет?
По словам специалистов, подавляющее большинство обнинских новостроек — это коммерческое жилье, то есть изначально создававшееся как частная собственность. Поэтому считается, что если люди нашли деньги на покупку квартиры, значит, они должны найти их и на его ремонт. В существующих реалиях это уже не ответственность государства или муниципалитета. С другой стороны капитальный ремонт — удовольствие очень дорогое. И каким образом его профинансировать, собственники должны решать самостоятельно. Тот способ, который во всю используется сейчас — это накопления (например, у собственников квартир в многоэтажках есть статья расходов «Ремонт» в квитанции). Экономисты утверждают, что этот способ накопить деньги на ремонт не лучший, так как — стройматериалы дорожают (не берем во внимание последние кризисные события), а деньги имеют явную тенденцию к обесцениванию. Существует способ поэтапного ремонта. То есть не копить средства годами на полновесный ремонт, а делать его постепенно, определяя приоритеты: сначала фасадные работы, потом кровельные и так далее. И, наконец, есть еще один способ найти деньги на капремонт. Но, к сожалению, в России он пока не применяется. Это кредитование. С другой стороны, учитывая тенденции оглядки на Запад, наверное, придет время, когда российские банки поймут, что кредиты под капремонт домов — это достаточно перспективный банковский продукт.
Безусловно, есть вероятность того, что инертные жители будут как всегда сидеть сложа руки и смотреть как их дом ветшает на глазах, но та политика, которую сейчас ведет государство имеет своей целью привить людям чувство ответственности за их дома. Если раньше человек нес явную ответственность только за свою квартиру, то теперь он будет учиться принимать коллективные решения относительно общей долевой собственности: то есть всего дома, в котором он живет. Немалая роль в этом процессе отводится и на долю управляющих организаций. Ведь толковая управляющая компания всегда сможет убедить их: «Это еще потерпит, а это надо срочно ремонтировать...» Главное, чтобы собственники быстрее научились выбирать добросовестные управляющие компании, ведь профессионализм и добросовестность, а также работа в интересах клиентов неотделимы друг от друга.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» был издан в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
1) капитальный ремонт многоквартирного дома — проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме;
2) аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
3) переселение граждан из аварийного жилищного фонда — принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации;
4) предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда — предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
ул. Комарова, д. 9 — ООО «Обнинская Строительная Компания» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 5 лет;
пр. Маркса, д. 76 — ООО «Обнинская Строительная Компания» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 5 лет;
ул. Кутузова, д. 4 — ООО «Индрев» (ремонт крыши) — 5 лет, ООО «Обнинская Строительная Компания» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 5 лет;
ул. Мира, д. 5 — ООО «Индрев» (ремонт крыши) — 7 лет, ООО «Обнинская Строительная Компания» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 5 лет;
ул. Гурьянова, д. 25 — ООО «Обнинская Строительная Компания» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 5 лет;
пр. Ленина, д. 118 — ООО «Обнинская Строительная Компания» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 5 лет;
пр. Ленина, д. 108 — ООО «РусЛифт» (замена 1 лифта) — 3 года;
пр. Ленина, д. 103 — ООО «РусЛифт» (замена 2 лифтов) — 3 года;
ул. Курчатова, д. 11 — ООО «РусЛифт» (замена 1 лифта) — 3 года;
ул. Белкинская, д. 3 — ООО «Металлоконструкции» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Жолио-Кюри, д. 3 — ООО «Металлоконструкции» (ремонт крыши) — 5 лет;
пр. Ленина, д. 64 — ООО «СК Капри» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Курчатова, д. 12 — ООО «СК Капри» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Белкинская, д. 39 — ООО «Металлоконструкции» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Курчатова, д. 9 — ООО «СК Капри» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Победы, д. 3 — ООО «Металлоконструкции» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Гагарина, д. 42 — ООО «Металлоконструкции» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Курчатова, д. 10 — ООО «РосКров» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Победы, д. 17 — ООО «Металлоконструкции» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Блохинцева, д. 3 — ООО «Кровельщик II» (ремонт крыши) — 5 лет,
ООО «УКЖД «СтройЛидер-сервис» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 3 года;
ул. Блохинцева, д. 4 — ООО «Кровельщик II» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Курчатова, д. 54 — ООО «УКЖД «СтройЛидер-сервис» (ремонт крыши) — 5 лет;
пр. Ленина, д. 54 — ООО «Кровельщик II» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Горького, д. 7 — ЗАО «БЫТ-СЕРВИС» (ремонт внутридомовых инженерных систем) 3 года;
ул. Ляшенко, д. 8 — ООО «ГриАН-Сервис» (ремонт крыши) — 5 года;
ул. Курчатова, д. 22а — ООО «РосКров» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 3 года, ООО «ГриАН-Сервис» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Мира, д. 18а — ООО «ЖКУ» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 3года;
ул. Мигунова, д. 8 — ООО «СК Капри» (ремонт крыши) — 5 лет;
ул. Мира, д. 16 — ООО «ЖКУ» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 3 года;
ул. Энгельса, д. 34 — ООО «РосКров» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 3 года;
пр. Ленина, д. 1/6 — ООО «МСР-Запад» (ремонт фасада) — 38 месяцев;
пр. Ленина, д. 12/4 — ООО «ЖилКом» (ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем) — 3 года;
пр. Ленина, д. 14 — ООО «МСР-Запад» (ремонт фасада) — 38 месяцев, ООО «ЖилКом» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 38 месяцев;
пр. Ленина, д. 3/5 — ООО «ЗЕМБ» (ремонт фасада) — 3 года, ООО «ЖилКом» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 38 месяцев;
пл. Треугольная, д. 1 — ООО «МСР-Запад» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 38 месяцев;
ул. Энгельса, д. 17 — ООО «РусЛифт» (замена 1 лифта) — 3 года, ООО ЖилКом«(ремонт внутридомовых инженерных систем) — 3 года;
пр. Ленина, д. 58 — ООО «ЖилКом» (ремонт крыши, ремонт внутридомовых инженерных систем) — 5 лет;
ул. Пушкина, д. 1/3 — ООО «С.Ф. Отделочник» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 36 месяцев;
пр. Ленина, д. 210 — ООО «ЖилКом» (ремонт крыши) — 5 лет, ООО «ЖилКом» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 3 года;
пр. Ленина, д. 24 — ООО «ЖилКом» (ремонт крыши) — 5 лет, ООО «МСР-Запад» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 38 месяцев;
ул. Королева, д. 31 — ООО «РусЛифт» (замена 1 лифта) — 3 года;
ул. Калужская, д. 2 — ООО «УЖКХ» (ремонт внутридомовых инженерных систем) — 3 года;
ул. Аксенова, д. 10 — ООО «Кровельщик II» (ремонт крыши) — 5 лет.