17 Июля 2008 года

«Обеспечение права на жилое помещение детям-сиротам...»

Информация по проекту Закона Калужской области «Обеспечение права на жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа»
Состояние проблемы

В последние годы в Калужской области увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Вопросы предоставления жилья этой категории граждан вне очереди по месту жительства в муниципальных районах не решаются в связи с отсутствием свободного жилого фонда, строительство муниципального жилья практически не ведется. Из 5262 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеют закрепленные жилые помещения около 2268 человек. Из них: 657 чел. в государственных учреждениях, 1611 на семейных формах устройства (под опекой и в приемных семьях). Больше половины из этих помещений (1500 жилых помещений) требуют капитального ремонта или непригодны для проживания.

Во исполнение 122-ФЗ от 22.08.2004г. в Калужской области был разработан и принят Закон Калужской области от 24 ноября 2005г. № 139-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение», согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, имеют право на предоставление субсидии из областного бюджета. В соответствии с Законом постановлением Калужской области от 13.03.2006 № 50 был утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, субсидии на приобретение жилого помещения и определения ее размера.

Аналогичный порядок выделения безвозмездных ссуд на эти цели действовал в Калужской области с 2000 по 2005 годы (за 5 лет было выделено 54 ссуды и приобретены всего 54 квартиры соответственно).

На учете для получения субсидий на сегодняшний день состоят более 550 человек (из них детей, оставшихся без попечения родителей, от 14 до 18 лет — 150 чел, и лиц из их числа от 18 до 23-х лет — 396), в том числе — 53 чел. — это лица из числа детей-сирот, которые уже закончили обучение и работают, снимая жилье или проживая у друзей и знакомых. В 2009 году заканчивают образовательные учреждения и не смогут проживать дальше в их общежитиях еще 57 человек.

В 2007 году для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из областного бюджета первоначально был выделен лимит ведомственных средств в адресной инвестиционной программе в сумме 10 млн. рублей, на которые было приобретено 17 жилых помещений сиротам в различных районах области. 26 ноября 2007 года постановлением Правительства Калужской области № 311 внесены изменения в Порядок предоставления субсидий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, согласно которому все функции министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области в части приобретения жилья детям-сиротам были переданы министерству образования, культуры и спорта.

В конце ноября министерству образования, культуры и спорта Калужской области было выделено из областного бюджета 5 млн. 600 тыс. рублей для приобретения жилья очередникам. Кроме того, в 2007 году из федерального бюджета впервые поступило 1371,8 тыс. руб. на приобретение жилья детям-сиротам. Это позволило выделить субсидии еще 11-ти сиротам, в том числе 4-м из них — на новых домики в пос. Молодежный. Впервые данная категория лиц получила возможность приобрести совершенно новое жилье, а не вторичное. Но проблемы регистрации жилья собственником поселка до сих пор не позволяют им реализовать эти средства и отпраздновать новоселье. В 2008 году из областного бюджета на эти цели выделено 15 млн. руб., за I полугодие они полностью израсходованы на 20 жилых помещений лицам из числа детей-сирот. Предельный размер одной субсидии — 953, 7 тыс. руб.

Особенно остро стоит проблема обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами.

Управлением по делам приемной семьи совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся проверки сохранности жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В ходе комплексной проверки 7 районов области (Козельский, Ульяновский, Дзержинский, Тарусский, Мосальский, Бабынинский и Мещовский районы) было установлено, что органы местного самоуправления в целом слабо осуществляют контроль и надзор за опекунами и попечителями и другими законными представителями детей-сирот в части защиты их жилищных прав, не проводят регулярное обследование закрепленного за детьми жилья. Законные представители детей-сирот не всегда принимают меры по поддержке закрепленных жилых помещений в надлежащем санитарном состоянии, не оплачивают коммунальные услуги, не приватизируют своевременно жилые помещения, в которых остались проживать дети-сироты после смерти родителей. Особую тревогу вызывает состояние жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые определены в государственные учреждения. К моменту возвращения детей из интернатных учреждений на постоянное место жительства, закрепленное жилье в большей степени находится в условиях, непригодных для нормального проживания, и требует капитального ремонта с большим вложением материальных средств.

С 2007 года в области действует новая областная целевая программа «Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (2007—2009 годы), утвержденная Законом Калужской области от 05.07.2006 № 215-ОЗ. Второй раздел программы полностью посвящен улучшению жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все заявки администраций МО по возмещению 1% стоимости на приобретение жилья по субсидиям, по выделению средств на ремонт жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по возмещению денежных средств на оплату долгов по коммунальным услугам в рамках реализации данной программы в 2007—2008 годах были удовлетворены (10 получателям оказана помощь на сумму 1 млн.310 тыс. руб.).

Концепция нового законопроекта

Анализ трехлетней практики реализации Закона Калужской области от 24 ноября 2005г. № 139-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» показал, что Закон не в полной мере отвечает защите жилищных прав и законных интересов большого количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В данном Законе отсутствует такая категория как лица из числа детей-сирот, т. е. граждане от 18 лет до 23 лет. Дополнительные гарантии прав на жилое помещение распространяются только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения. Большая часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после совершеннолетия не может вернуться в ранее сохраняемые за ними жилые помещения в связи с тем, что данные жилые помещения не соответствуют санитарно-техническим нормам, требуют капитального ремонта. Часто в таком жилье проживают не только их родители, лишенные родительских прав, но и родственники, ведущие аморальный образ жизни, страдающие хронической формой алкоголизма или открытой формой туберкулеза, отбывшие сроки наказания в местах лишения свободы за тяжкие преступления и т.д. Возвращение сирот в такие условия не может способствовать их социализации и нормальной дальнейшей жизни. Законопроект предусматривает право на предоставление жилого помещения категории детей, возращение которых в закрепленное жилое помещение противоречит их правам и интересам.

Кроме того, актуальным и требующим законодательного решения является вопрос об оплате за жилье, закрепленное за детьми-сиротами, в котором они до совершеннолетия и в период учебы с 18 до 23 лет не проживают. По области 2268 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют закрепленное жилое помещение, многие из них имеют задолженности по коммунальным услугам. Денежные средства, выделяемые на содержание детей-сирот из областного бюджета, предусматривают расходы на приобретение одежды, продуктов питания и мягкого инвентаря. Расходы на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нигде не предусмотрены. На основании изучения опыта других регионов в этой сфере законопроектом предполагается установить материальную поддержку в твердой денежной сумме детям-сиротам, имеющим закрепленное жилое помещение, для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в целях сохранности жилья.

С принятием нового Жилищного кодекса административные органы отказывают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законопроект предполагает принятие детей-сирот на жилищный учет в качестве нуждающихся без вынесения решения о признании их малоимущими. На сегодняшний день в области более 100 лиц из числа детей-сирот остро нуждаются в предоставлении жилья, они вынуждены снимать жилые помещения, многие из них не имеют регистрации и вследствие этого не могут официально устроиться на работу.

Из областного бюджета выделяется недостаточно денежных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам, что наряду с резким ростом цен на рынке жилья ведет к увеличению очереди более чем на 100 человек в год. В 2006 году было приобретено 34 жилых помещения, в 2007 году — 28 жилых помещений, в 2008 году — 20.

Учитывая вышеизложенное, в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа законопроект предполагает осуществлять приобретение жилых помещений в муниципальную собственность с последующим предоставлением этих жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам социального найма. В связи с тем, что данные гарантии относятся к расходным обязательствам субъекта РФ, необходимо выделять субвенции муниципальным бюджетам на эти цели (финансово-экономическое обоснование необходимых сумм в разрезе районов прилагается).

Выводы и предложения

В связи с большой затратностью разработанного проекта закона (423 млн. руб. на 2009 год) предлагаем внести изменения в действующий Закон и Порядок предоставления субсидий и продолжить в 2009 году практику адресного выделения денежных средств для приобретения жилья конкретным сиротам на их лицевые счета. В этом случае для обеспечения жильем остро нуждающихся на 2009 год будет необходимо 213 млн. руб. (для 110 чел. закончивших обучение и 90 — заканчивающих в 2010 г.).

Informetr.ru
Перейти в раздел «Статьи. Вокруг недвижимости»


Актуальные объявления о недвижимости:

Опишите жалобу:

Неверное кодовое слово

Оставить заявку

Возможность отправить сообщение появляется только после того, как вы укажете все необходимые данные.
Материал доступен для комментирования первые 3 месяца с момента публикации.


Комментарии
Подать объявление