В последние годы в Калужской области увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Вопросы предоставления жилья этой категории граждан вне очереди по месту жительства в муниципальных районах не решаются в связи с отсутствием свободного жилого фонда, строительство муниципального жилья практически не ведется. Из 5262 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеют закрепленные жилые помещения около 2268 человек. Из них: 657 чел. в государственных учреждениях, 1611 на семейных формах устройства (под опекой и в приемных семьях). Больше половины из этих помещений (1500 жилых помещений) требуют капитального ремонта или непригодны для проживания.
Во исполнение
Аналогичный порядок выделения безвозмездных ссуд на эти цели действовал в Калужской области с 2000 по 2005 годы (за 5 лет было выделено 54 ссуды и приобретены всего 54 квартиры соответственно).
На учете для получения субсидий на сегодняшний день состоят более 550 человек (из них детей, оставшихся без попечения родителей, от 14 до 18 лет — 150 чел, и лиц из их числа от 18 до
В 2007 году для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из областного бюджета первоначально был выделен лимит ведомственных средств в адресной инвестиционной программе в сумме 10 млн. рублей, на которые было приобретено 17 жилых помещений сиротам в различных районах области. 26 ноября 2007 года постановлением Правительства Калужской области № 311 внесены изменения в Порядок предоставления субсидий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, согласно которому все функции министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области в части приобретения жилья детям-сиротам были переданы министерству образования, культуры и спорта.
В конце ноября министерству образования, культуры и спорта Калужской области было выделено из областного бюджета 5 млн. 600 тыс. рублей для приобретения жилья очередникам. Кроме того, в 2007 году из федерального бюджета впервые поступило 1371,8 тыс. руб. на приобретение жилья детям-сиротам. Это позволило выделить субсидии еще
Особенно остро стоит проблема обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами.
Управлением по делам приемной семьи совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся проверки сохранности жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В ходе комплексной проверки 7 районов области (Козельский, Ульяновский, Дзержинский, Тарусский, Мосальский, Бабынинский и Мещовский районы) было установлено, что органы местного самоуправления в целом слабо осуществляют контроль и надзор за опекунами и попечителями и другими законными представителями детей-сирот в части защиты их жилищных прав, не проводят регулярное обследование закрепленного за детьми жилья. Законные представители детей-сирот не всегда принимают меры по поддержке закрепленных жилых помещений в надлежащем санитарном состоянии, не оплачивают коммунальные услуги, не приватизируют своевременно жилые помещения, в которых остались проживать дети-сироты после смерти родителей. Особую тревогу вызывает состояние жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые определены в государственные учреждения. К моменту возвращения детей из интернатных учреждений на постоянное место жительства, закрепленное жилье в большей степени находится в условиях, непригодных для нормального проживания, и требует капитального ремонта с большим вложением материальных средств.
С 2007 года в области действует новая областная целевая программа «Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (
Анализ трехлетней практики реализации Закона Калужской области от 24 ноября 2005г. №
Кроме того, актуальным и требующим законодательного решения является вопрос об оплате за жилье, закрепленное за детьми-сиротами, в котором они до совершеннолетия и в период учебы с 18 до 23 лет не проживают. По области 2268 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют закрепленное жилое помещение, многие из них имеют задолженности по коммунальным услугам. Денежные средства, выделяемые на содержание детей-сирот из областного бюджета, предусматривают расходы на приобретение одежды, продуктов питания и мягкого инвентаря. Расходы на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нигде не предусмотрены. На основании изучения опыта других регионов в этой сфере законопроектом предполагается установить материальную поддержку в твердой денежной сумме детям-сиротам, имеющим закрепленное жилое помещение, для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в целях сохранности жилья.
С принятием нового Жилищного кодекса административные органы отказывают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законопроект предполагает принятие детей-сирот на жилищный учет в качестве нуждающихся без вынесения решения о признании их малоимущими. На сегодняшний день в области более 100 лиц из числа детей-сирот остро нуждаются в предоставлении жилья, они вынуждены снимать жилые помещения, многие из них не имеют регистрации и вследствие этого не могут официально устроиться на работу.
Из областного бюджета выделяется недостаточно денежных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам, что наряду с резким ростом цен на рынке жилья ведет к увеличению очереди более чем на 100 человек в год. В 2006 году было приобретено 34 жилых помещения, в 2007 году — 28 жилых помещений, в 2008 году — 20.
Учитывая вышеизложенное, в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа законопроект предполагает осуществлять приобретение жилых помещений в муниципальную собственность с последующим предоставлением этих жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам социального найма. В связи с тем, что данные гарантии относятся к расходным обязательствам субъекта РФ, необходимо выделять субвенции муниципальным бюджетам на эти цели (финансово-экономическое обоснование необходимых сумм в разрезе районов прилагается).
В связи с большой затратностью разработанного проекта закона (423 млн. руб. на 2009 год) предлагаем внести изменения в действующий Закон и Порядок предоставления субсидий и продолжить в 2009 году практику адресного выделения денежных средств для приобретения жилья конкретным сиротам на их лицевые счета. В этом случае для обеспечения жильем остро нуждающихся на 2009 год будет необходимо 213 млн. руб. (для 110 чел. закончивших обучение и 90 — заканчивающих в 2010 г.).