И действительно, осенью в городе было широко объявлено: состоялся конкурс среди перевозчиков, все его победители согласились возить людей по 8 руб., между ними и администрацией был подписан соответствующий договор сроком на год… Казалось бы, мелочь — разница всего два рубля, но людям было очень приятно оттого, что на общем инфляционном фоне хоть что-то дешевеет. Это снижение было преподнесено как большая победа властей, обещали, что цена на проезд в маршрутках не изменится до осени 2008-го.
Но, как нам объяснила начальник Управления конкурентной политики и тарифов Ирина Демина, в самом конце 2007-го областное министерство конкурентной политики и тарифов приняло постановление № 193-ЭК. В нем установлен максимальный тариф на проезд в маршрутках Калужской области на городских маршрутах — 10 руб. Документ вступил в силу с 1 января 2008-го, им и воспользовались обнинские перевозчики, чтобы незамедлительно поднять цены на проезд. Хотя 10 руб. — это максимально возможная цена, меньше — можно. Но меньше никто из маршруточников не захотел.
Так что, похоже, эта ситуация никак с выборами в Госдуму не связана. Ирина Демина сказала, что маршруточники имели полное законное право увеличить цену проезда: «В договоре между администрацией и перевозчиками заложена зависимость цены проезда от решения областных властей». Но добавила, что в самое ближайшее время произойдет встреча главы администрации Николая Шубина и перевозчиков, на которой будет предпринята попытка достижения компромисса: возможно, властям удастся убедить владельцев транспортных фирм снизить плату за проезд.
Пофантазируем: допустим, к февралю цена за пользование маршруткой опять снизится, а на носу — уже президентские выборы… Конечно, многие свяжут эти события в одну цепочку, а когда в апреле тариф снова повысится, то уже мало кто будет сомневаться в предвыборных играх с ценами. Хотя участники процесса категорически отрицают, что борьба за снижение цен на проезд происходит по предвыборным соображениям: тарифы — сами по себе, а выборы — тоже сами по себе.
Председатель некоммерческого партнерства «Автотранспортный союз», объединяющего легальных перевозчиков, директор фирмы «Геокон» Анатолий Давыденко считает, что повышение цены проезда до 10 руб. справедливо и экономически обосновано: «Мы не нарушили договор с администрацией и соблюдаем все его пункты, в том числе бесплатно возим участников войны. Наши расходы растут, и, чтобы повышать качество обслуживания людей, необходим определенный уровень доходов — тогда машины будут новыми и чистыми, а водители — квалифицированными». На взгляд Анатолия Николаевича, снижение цен на проезд в обнинских маршрутках маловероятно. Той же точки зрения придерживается и предприниматель Евгений Жогин, чьи машины обслуживают маршрут № 13: «10 руб. за проезд на фоне галопирующих цен — это не так уж и много. Мы объясним городским властям, что такое повышение закономерно».