25 Октября 2007 года

Обнинск будущего — университет, престижный центр науки и инноваций

Таким должен стать Обнинск к 2017 году. Это будущее видение города на днях представила рабочая группа, ядро которой составили депутаты Горсобрания, участники общественного движения «Обнинск — территория инновационного развития». Совсем скоро новую концепцию представят городскому Собранию на одобрение.

…Примерно полгода назад в местной прессе разгорелась большая полемика. Критический вопрос — каким быть Обнинску. Многие склонялись к идее о поливалентном густонаселенном индустриальном центре. Другие же отстаивали: Обнинск должен оставаться компактным научным городом с четкой ориентацией на высокотехнологичное и инновационное производство. Однако на какое-то время вопрос как бы отставили в сторону, процесс был заторможен. На то были и политические, и личностные причины. Хотя все прекрасно понимали: двигаться дальше без стратегии — все равно, что идти в темноте с закрытыми глазами. И после полугодовой пробуксовки дело вновь вошло в колею.

Большую поддержку в этом вопросе оказал первый заместитель губернатора Калужской области Максим Акимов, который принял участие в семинаре по разработке стратегии города. Когда кто-то вспомнил про индустриализацию, Акимов искренне удивился: дескать, зачем из наукограда выхолащивать его основу и превращать его в стандартный полумиллионник? «Обнинск — город эксклюзивный и должен таким оставаться. Он должен сохранить свою уникальность». Такая принципиальная позиция областной власти дала разработчикам инновационной стратегии мощный козырь.

Так что в самом ближайшем времени депутаты Горсобрания получат пакет предложений по дальнейшему пути развития Обнинска. Главный документ — видение развития города. Он ляжет в основу стратегии наукограда. Как заявляют участники ТИР, Обнинск должен стать городом-университетом, престижным центром науки и инноваций мирового уровня. И что особенно важно, необходимо сделать город таким, чтобы в нем хотелось жить и работать. «Секрет успеха — в выборе верной стратегии и твердом следовании ей, — комментирует сопредседатель движения ТИР Анатолий Сотников. — Конечно, многие воспринимают само это слово как нечто общее, далекое от каждодневных проблем. На самом деле, любая стратегия — набор очень конкретных действий».

Сотников поясняет, что в принципе в мире есть две стратегии успешных городов. Во-первых, «города-слоны» — миллионники, которые давят своей массой. Ну, а если таких ресурсов нет, включается второй механизм — сосредоточение основных ресурсов на приоритетных направлениях и создании уникальности позиции, он особенно эффективен, когда основан на экономике знаний. Это как раз и присуще Обнинску. «Мы должны использовать стратегию фокусирования на науке и инновационных разработках, на наших мозгах, — продолжает Анатолий Александрович. — Только так город может выделиться. Другого пути у нас нет. И мы неуклонно должны следовать обозначенному в видении имиджу».

Для достижения поставленных целей сформированы факторы успеха — то, благодаря чему Обнинску удастся реализовать свои сильные стороны и предотвратить угрозы. И эти факторы легко, что называется, пощупать. Для каждой позиции специальная рабочая группа по развитию наукограда, куда вошли представители общественного движения ТИР, депутаты, бизнесмены, разработала ключевые индикаторы. По ним можно отслеживать, насколько успешно реализуются факторы и насколько мы приблизились к цели.

К слову, группа работала не на пустом месте, а анализировала предложения, родившиеся полгода назад во время общего мозгового штурма. «Сегодня перед нами стоит задача — стать конкурентоспособным городом, — декларирует участник ТИР, заместитель председателя Горсобрания Евгений Пашин. — Во многом от этого зависит федеральное финансирование, на которое претендуем и мы, и соперничающие с нами наукограды. И совершенно ясно, что, например, в технопарк нам нужно привлекать наукоемкие предприятия. Параллельно надо строить инфраструктуру для становления нового инновационного бизнеса на основе обнинских технологий. Развитие инновационного университета — еще одна ветка „дерева“ долгосрочных перспектив. Этот вуз должен иметь тесные связи с обнинскими научными организациями. Мы стоим на критической отметке: городу необходимо воспроизводство и привлечение интеллектуальных ресурсов. Расширение студенческой среды — своего рода „кислородная подушка“ для Обнинска».

Другой ключевой фактор успеха — создание позитивного имиджа города. «Это активный пиар Обнинска, — расшифровывает участник ТИР, депутат Горсобрания Олег Комиссар. — Мы должны активно лоббировать свои интересы, проекты и достижения. При этом опять же делаем акцент на сохранение уникальности города — его креативной, технологической составляющей. А обобщающим фактором успеха должна стать тройная спираль — партнерство власти, бизнеса и науки».

По признанию другого участника ТИР, депутата городского Собрания Леонида Катухина, пока эта спираль даже отдаленно не напоминает отлаженного механизма: «Если наука и бизнес уже нашли общие точки и выстроили вектор сотрудничества, власть пока стоит в стороне». Между тем, Анатолий Сотников уверен, что ситуацию в скором времени удастся переломить — помогает позиция областных властей.

…Какой путь выбираем мы? В каком городе мы хотим жить и работать? Нужны ли нам инновационные высокодоходные производства или легче превратиться в спальный район или промышленную окраину столицы? Это лишь малая толика вопросов, на которые должна ответить стратегия развития Обнинска.

Видение города

  • Город-университет
  • Престижный центр науки и инноваций мирового уровня
  • Город, в котором хочется жить и работать

Ключевые факторы успеха

1. Университет с факультетами на базе предприятий научно-производственного комплекса города: развитие университета (учебно-жилищная база), развитие научной составляющей, наличие высокопрофессионального кадрового ресурса.

2. Инновационно-инвестиционная инфраструктура: наличие инфраструктуры для реализации цепочки «Образование — наука — производство». Развитие инновационной сферы (технопарки, ТЭРы…). Доступ к информационным ресурсам (медиабиблиотека). Инвестиционная привлекательность. Конкурентная экономика, основанная на знаниях и предоставлении услуг (банки, коммуникации, офисы — СИТИ).

3. «Тройная спираль»: равноправное партнерство власти, бизнеса, науки. Совершенствование системы муниципального управления. Конструктивный диалог с соседями, вышестоящими органами власти. Открытость, ясность, доступность.

4. Качество городской среды: экология, безопасность, транспорт, архитектура и т. д. Ликвидация дефицита ресурсов (электричество, вода, очистные и т. д.). Развитие городской инфраструктуры (жилье, услуги), конгресс-холл. Обеспечение роста населения.

5. Позитивный имидж: активный пиар и лоббирование проекта. Привлечение федеральных финансовых средств. Сохранение уникальности (креативной, технологической).

Ключевые индикаторы

1. Количество студентов на 10 тысяч человек населения

2. Вхождение университета в рейтинг мировых вузов

3. Коэффициент экономической привлекательности (работающее в городе/все трудоспособное население)

4. Средний возраст населения, доля трудоспособного населения

5. Бюджетообеспеченность на 1 человека (в десятке городов РФ)

6. Вхождение в десятку наиболее привлекательных для проживания городов РФ

7. Средний доход на душу населения

8. Доля инновационной продукции в валовом выпуске продукции экономики города

9. Мировое лидерство в высокотехнологических направлениях: количество технологий, аналоги которых есть не более чем в 7 точках мира, лидерство в трех высокотехнологических направлениях

10. Доля занятых в науке и инновационном бизнесе

11. Капитализация инновационных предприятий. Среднегодовой приток инвестиций

12. Количество проводимых в год федеральных и международных форумов

13. Цитируемость города в России

14. Рейтинг города на федеральном уровне

НГ-Регион
Перейти в раздел «Статьи. Вокруг недвижимости»


Актуальные объявления о недвижимости:

Опишите жалобу:

Неверное кодовое слово

Оставить заявку

Возможность отправить сообщение появляется только после того, как вы укажете все необходимые данные.
Материал доступен для комментирования первые 3 месяца с момента публикации.


Комментарии
Подать объявление