По плотности автомобильных дорог Калужская область входит в первую пятерку областей центральной России. По состоянию на 1 января 2011 года общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Калужской области составила 15 127 км.
В 2010 году на строительство, реконструкцию и модернизацию автодорог и сооружений на них направлено 722 млн рублей. Доля расходов на строительство и реконструкцию из общего объема средств, направленных в 2010 году на дорожное хозяйство региона, составила 26,4%.
В 2010 году введено в эксплуатацию 14,4 км автодорог и 149,8 пог. м мостов. Завершена реконструкция I пускового комплекса автодороги Вязьма — Калуга с обходом площадки индустриального парка «Росва» протяженностью 2,6 км. Кроме того, завершены работы по реконструкции моста через р. Боровна на автодороге Белоусово — Высокиничи — Серпухов, протяженностью 71,3 пог. м, и моста через р. Лужа на автодороге Медынь — Верея в Медынском районе, протяженностью 77,3 пог. м.
В рамках реализации регионального инвестиционного проекта «Массовая малоэтажная застройка в с. Воскресенское Ферзиковского района Калужской области» завершены работы по строительству I и III пусковых комплексов автомобильной дороги к микрорайону, общей протяженностью 10,6 км.
На капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них в 2010 в году направлены расходы в объеме 1239,0 млн рублей, в том числе — 945,3 млн рублей федеральные средства бюджетного кредита. Приоритеты отданы ремонту опорной сети автодорог, имеющей важное социально-экономическое значение для области. Всего за 2010 год отремонтировано 147,3 км автодорог и 34,2 пог. м мостовых сооружений.
Капитальный ремонт выполнен на автодорогах, протяженностью 55,1 км, в том числе:
В целях повышения эффективности мероприятий по обеспечению качества в дорожном хозяйстве введена система контроля качества на стадиях проектирования, подготовки конкурсной документации, производства дорожных работ, а также содержания автодорог в процессе эксплуатации. Система контроля предусматривает постоянный и периодический контроль качества дорожно-строительных работ.
Одним из главных условий обоснованного и прогнозируемого качества выполнения дорожно-строительных работ является обеспечение производства лабораторным контролем. Лабораторная база позволяет проводить комплекс испытаний материалов, применяемых при производстве дорожных работ, проверять их соответствие требованиям стандартов и другим нормативным документам.
В области активно применяются новые технологии, высокопроизводительная техника, обеспечивающая высокое качество работ. Основными направлениями применения инновационных решений являются использование современных методов устройства покрытий; применение литых эмульсионно-минеральных смесей, гранитных наполнителей, модифицированных битумов и геосинтетических материалов. Из общей протяженности отремонтированных дорог (147,3 км) на 104,7 км выполнен ремонт дорожного покрытия с применением ЩМА.
При проведении ремонтных работ на ряде автомобильных был применен метод холодного ресайклинга. В результате на протяженности автодорог более 20 км асфальтобетонное покрытие было заменено на гравийное.
Начиная с 2010 года, в опытном порядке, при устройстве дорожных покрытий на ряде объектов Калужской области в составе горячих асфальтобетонных смесей стали применять битумы с адгезионными добавками, при ремонте автодороги «Окружная города Калуги» на контрольном участке было выполнено покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона с добавлением. Главной целью данной работы является определение наиболее эффективной добавки или модификатора для улучшения адгезионных характеристик битума с минеральной частью асфальтобетона, увеличения прочности, противодействия к колееобразованию, повышения долговечности покрытия.
При проведении капитального ремонта на автодороге Козельск-Ульяново-Дудоровский на участке со слабыми грунтами была применена двуосноориентированная георешетка «Славрос СД», что позволило увеличить модуль упругости. Эксплуатационный контроль качества покрытия участка будет производиться в течение года.
В 2009 году была разработана долгосрочная целевая программа «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог в Калужской области на период 2010–2017 годов и на перспективу до 2020 года». Программа определила приоритеты развития дорожного комплекса на средне- и долгосрочную перспективу.
Для приведения региональных дорог в нормативное состояние министерством принято решение в предстоящий период
Объем финансирования дорожных работ за счет средств областного бюджета в 2011 году будет увеличен по сравнению с 2010 годом в 2,1 раза. При этом расходы на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог планируется направить 2,718 млрд рублей или 91% общего объема средств. В 2010 году указанная доля средств составляет 76%.
За счет проведения всего комплекса мероприятий планируется поэтапно снизить долю региональных автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям с 62% на начало 2010 года до 58% — на начало 2012 года.
На капитальный ремонт и ремонт автодорог общего пользования и сооружений на них запланированы расходы в объеме 1, 875 млрд рублей, что позволит отремонтировать 202,5 км автодорог и 232,15 пог. м искусственных дорожных сооружений, находящихся в аварийном состоянии и имеющих важное социально-экономическое значение для области. Доля затрат областного бюджета по данной статье расходов составит 63% общего объема расходов на дорожное хозяйство в 2011 году. Из указанной суммы на капитальный ремонт автомобильных дорог и сооружений будут направлены средства в объеме 852,7 млн рублей, а на ремонт запланированы расходы в объеме более 1 млрд рублей.
Приоритетным направлением решения задачи улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорог является ликвидация «недоремонта» на автодорогах, прежде всего, опорной сети. Запланировано отремонтировать 135,5 км региональных автодорог.
Программа строительства и реконструкции автомобильных дорог и сооружений на них в 2011 году определена в объеме 126,7 млн рублей, что составит 4,2 % общего объема запланированных ассигнований.
Средства в 2011 году будут направлены на переходящие объекты, работы по которым завершаются в 2011 году в рамках реализации инвестиционного проекта строительства завода по производству легковых автомобилей «Пежо-Ситроен» и регионального инвестиционного проекта «Массовая малоэтажная застройка в с. Воскресенское Ферзиковского района». Кроме того, в данном разделе предусмотрены расходы в объеме 29,55 млн рублей на изготовление проектно-сметной документации на объекты, запланированные в последующие годы.