17 мая 2008 года вступил в силу Федеральный закон №
Федеральный закон от
Внесены изменения в правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП): установлен запрет на отказ в приеме документов, представленных на государственную регистрацию. Данные изменения отражены в Федеральном законе от
Уточнен порядок внесения изменений в сведения о зарегистрированном объекте недвижимости (в том числе, и о земельном участке, например, в случае изменения его площади, иных характеристик), согласно которому уточненные данные могут быть внесены в ЕГРП без повторной регистрации на основе заявления правообладателя объекта недвижимости при условии, что сведения об изменении характеристик объекта внесены в государственный кадастр недвижимости и отражены в кадастровой выписке об объекте.
В связи с внесенными изменениями в Федеральный закон от
Установление границ земельных участков на местности проводится по выбору заказчика. Заинтересованное лицо также вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Законодательством установлены случаи, когда согласование местоположения границ проводится без их установления на местности, независимо от требований заинтересованных лиц (например, части земельных участков в составе лесного фонда, сельхозназначения).
Предполагается, что Правительством Российской Федерации будет установлен новый порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, порядок установления на местности границ объектов землеустройства.
Так, в нормах, регулирующих порядок предоставления земельных участков, изготовление и утверждение проекта границ земельного участка заменено на утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Изменения коснулись и статей 34, 36 Земельного кодекса РФ. Так, если данными статьями ранее было предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка с учетом утвержденного проекта границ земельного участка, то в настоящее время данными статьями предусмотрено, что решение о предоставлении земельного участка принимается после предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка (
В Земельном кодексе РФ появилась новая глава, именуемая «Земельные участки». Земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Теперь местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Законодатель установил порядок образования земельных участков (процедуры раздела, объединения, выдела и перераспределения земельных участков). Урегулированы вопросы возникновения и сохранения прав на образуемые и изменяемые земельные участки, установлены особенности государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N
В новой редакции статьи 53 Земельного кодекса РФ установлены порядок и последствия отказа от права собственности на земельный участок. Такой отказ представляет собой одностороннюю сделку и осуществляется посредством подачи собственником участка заявления об отказе в орган, осуществляющий госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот участок прекращается с даты госрегистрации прекращения указанного права, и в соответствии со статьей 18 Земельного кодекса РФ он становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. Таким образом, земельный участок более не является бесхозяйным, как это было прописано в ранее действовавшем законодательстве.
Новое законодательство, как известно, вызывает затруднения в его применении, поэтому гражданам очень сложно самостоятельно разобраться во всех нюансах права на землю, в объеме правомочий, предоставленных тем или иным правом, что вызывает необходимость обращения за квалифицированной юридической помощью.