Российские граждане пользуются преимущественно теми видами страхования, которые являются обязательными, а именно: обязательным медицинским страхованием (78%) и ОСАГО (обязательным страхованием автогражданской ответственности) — 20%. Наиболее популярный вид добровольного страхования, освоенный многими еще в советское время, — это страхование недвижимого имущества. Сегодня данной услугой пользуются 13% россиян, практически столько же (14%) — говорят, что хотели бы ей пользоваться. В советские времена (до 1990-х годов) к этому виду страховки прибегали, по их словам, 28% респондентов.
В целом в советский период был массово востребован более широкий спектр страховых услуг. Так, помимо страхования недвижимости, люди, по их словам, страховали родственников, детей (26%; сегодня — 3%). Пятая часть респондентов (20%) утверждают, что раньше они заключали договоры о страховании от несчастного случая и болезни, столько же — о страховании жизни. Сегодня этими видами страховки пользуются 3% и 2% респондентов соответственно. Менее популярными в советское время были автострахование (5%) и накопительное страхование, страхование дожития (5%), а также добровольное страхование автогражданской ответственности (1%). Сопоставляя эти данные, следует иметь в виду, что многие участники опроса не могли в советские времена пользоваться услугами страхования, так как достигли совершеннолетия позже.
Таким образом, многие виды страховки, к которым россияне прибегали в советское время, сегодня оказываются менее востребованными. Об этом говорит не только фактическая распространенность добровольных видов страхования, но и довольно низкий уровень спроса на страховые услуги. Так, сегодня хотели бы застраховать своих родственников, детей 9% наших сограждан, свою жизнь — 8%, воспользоваться страховкой от несчастного случая и болезни — 7%.
Свое нежелание пользоваться услугами страхования граждане чаще всего объясняют отсутствием лишних средств, которые можно было бы потратить на это без ущерба для более насущных нужд («денег не хватает, а это дорого»; «не хватает средств, чтобы платить»; «лишних денег нет, чтобы их терять») — 10%, отсутствием доверия к страховым компаниям, работающим сегодня на рынке страховых услуг («не верю страховым компаниям»; «кругом один обман»), — 9%, а также некими общими соображениями «экзистенциального» плана о бессмысленности страховых игр с судьбой («живы будем — не помрем»; «смысла не вижу, от судьбы не уйдешь») — 8%.
Ирина Шмерлина
***
На настоящий момент у россиян сложилось скорее нейтральное-настороженное, чем выражено позитивное или негативное отношение к участникам страхового рынка: 23% участников опроса считают, что сегодня в нашей стране нет страховых компаний, заслуживающих доверия, 32% — что такие компании есть, но их мало, 9% говорят, что доверять можно многим компаниям этого рынка (еще 36% опрошенных затрудняются с ответом). Как мы видим, хотя уровень доверия страховым компаниям не очень высок, доля отказывающих им в доверии почти вдвое ниже доли тех, кто склонен считать, что на этом рынке есть компании, с которыми можно иметь дело.
Ответы на открытый вопрос, каким представляется респондентам сегодняшний страховой агент, демонстрируют отсутствие априорной неприязни, недоверия к страховщикам. В большинстве случаев участники опроса характеризовали последнего с положительной стороны — как человека общительного и внушающего доверие (10% ответов), опытного и компетентного (9%), честного (7%), доступно все объясняющего (7%), вежливого и внимательного (6%), умного (5%) и т. д. Только немногие отозвались о страховых агентах как о назойливых людях (2%), авантюристах, обманщиках и пройдохах (3% ответов).
***
Как можно было убедиться по предъявленным выше цифрам, добровольное страхование вообще и страхование жизни в частности — не слишком популярная среди россиян услуга: лишь 2% опрошенных сообщили, что у них есть полис страхования жизни, и только 8% хотели бы такой полис приобрести. Однако когда речь заходит не об актуальном, продуманном желании заключить тот или иной страховой договор, а о принципиальной возможности застраховать свою жизнь, обнаруживается, что доля потенциальных страхователей существенно выше: допускают для себя такую возможность 28% россиян (исключают — 46%). Отметим возрастные различия (весьма, впрочем, предсказуемые): если среди людей в возрасте до 35 лет допускают возможность застраховать свою жизнь 38% опрошенных, то среди людей в возрасте 36-54 лет эта доля составляет уже 30%, а среди людей старше 55 лет — только 10%.
Мотивы, по которым респонденты готовы застраховать свою жизнь, не очень ясны. В ответ на соответствующий открытый вопрос только пятая доля таких участников опроса (или 5% по выборке в целом) сказали, что застраховались бы ради того, чтобы в случае их смерти родственники получили денежную выплату. Остальные же давали довольно неопределенные ответы: говорили, что застраховаться стоит на всякий случай (9% ответов), что жизнь сейчас стала опасной (3%) или что их деятельность связана с риском (2%).
Между тем мотивы, которые называют респонденты, исключающие возможность застраховать свою жизнь, вполне определенны: одни указывают на дороговизну услуги (11%), другие — на недоверие страховым компаниям (8%), третьи — на преклонный возраст или проблемы со здоровьем, в силу которых с ними отказываются заключать договор (5%). Довольно многие заявляют, что не станут страховаться потому, что после смерти им деньги ни к чему (11%). Но некоторые говорят, что им еще рано страховать жизнь (2%) или же что страхование жизни бессмысленно — дескать, от судьбы не уйдешь.
В связи с этим представляют интерес рассуждения участников опроса о том, что за люди сегодня в России пользуются услугой страхования жизни. Примерно каждый десятый респондент говорил, что страхуют жизнь те, чья работа связана с риском (7% ответов), кто опасается за свою жизнь (4%) или кто не уверен в себе и своем здоровье (1%). Впрочем, гораздо более распространен другой образ: участники опроса считают, что страхуют жизнь люди богатые (36%), бизнесмены (6%), политики (2%) или звезды шоу-бизнеса (2%), в целом представители высшего общества (1%) или как минимум — среднего класса (1%). И только 2% опрошенных характеризовали страхователей жизни не с экзистенциальной или статусной, а с прагматической точки зрения — как людей практичных, заботящихся о себе и своей семье.
Складывается впечатление, что иногда страхование жизни воспринимается россиянами как возможность отсрочить смерть, снизить угрожающие жизни риски («кто хочет обезопаситься»; «все, кому дорога жизнь»).