В преддверии одной из вечных неожиданностей российской жизни — наступления зимы и отопительного сезона — мы решили выяснить мнение наших сограждан о работе служб ЖКХ, а заодно и их отношение к созданию товариществ собственников жилья. Большинство россиян — 52% — оценивают работу коммунальных служб как неудовлетворительную; удовлетворены их работой 31% опрошенных. Тенденция к увеличению доли негативных отзывов и сокращению удовлетворительных оценок, наблюдавшаяся с 1999 по 2005 год, приостановилась. По сравнению с опросом годичной давности доля россиян, удовлетворенных работой коммунальных служб, увеличилась с 27% до 31%.
В субъективных оценках перемен в качестве жилищно-коммунальных услуг негатив преобладает над позитивом — 19% опрошенных считают, что качество услуг снизилось, 10% — что оно повысилось.
Готовы ли наши граждане к каким-то изменениям в сфере ЖКХ?
Четверть россиян (26%) полагают, что лучше, когда дом обслуживает частная коммунальная контора, однако несколько чаще респонденты считают, что лучше, когда этим занимается государство (31%). Относительное большинство опрошенных — 42% — затрудняются отдать предпочтение тому или иному варианту. Три года назад, когда респондентам задавали этот же вопрос, распределение было схожим: 29% против 35%.
Таким образом, можно сделать вывод, что доминирующая неудовлетворенность работой служб ЖКХ пока не перерастает в готовность «передать» эту сферу в руки частных компаний. Отметим, что среди тех, кто не удовлетворен работой нынешних жилищно-коммунальных служб, мнения по данному вопросу разделились поровну: 32% — за то, чтобы дома обслуживались «частниками», 31% — за государственные службы.
О возможности объединения собственников жилья в товарищества известно половине россиян (53%), 42% респондентов пока ничего об этом не слышали. Из ответов на открытый вопрос «Зачем создаются товарищества собственников жилья?» ясно, что респонденты по-разному представляют себе цели объединения жильцов, но большинство интерпретаций сосредоточено вокруг идеи улучшения состояния жилья, наведения порядка в обслуживании жилищного фонда: «для того чтобы держать жилье в порядке»; «для улучшения качества обслуживания населения»; «крышу чинить в многоэтажных домах, трубы».
Отметим, что, по мнению 5% опрошенных, создание таких товариществ продиктовано стремлением государства переложить бремя забот о жилищном фонде на плечи граждан: «чтобы все свалить на граждан и деньги выжимать с нас за предоставление воды»; «чтобы деньги с народа драть».
В целом приветствуют идею создания ТСЖ 30% россиян (среди жителей многоквартирных домов — а это почти две трети россиян — таковых 37%), относятся ней негативно 11% опрошенных. Чаще всего респонденты заявляют, что эта новация им безразлична (40%).
Довольно пессимистично оценивают опрошенные и перспективы объединения людей, живущих рядом с ними, в такие товарищества: 43% респондентов полагают, что подобное объединение у них в доме невозможно, допускают такую возможность только19%.
* * *
Мы продолжаем мониторинг уровня информированности граждан о ходе реализации национального проекта «Доступное жилье». Четверть из них по-прежнему не в курсе того, что в России сегодня реализуется этот проект. В сельской местности доля неосведомленных традиционно выше — 32%. Если же говорить об осведомленности о конкретных направлениях проекта — финансовой помощи молодым семьям, развитию ипотечного кредитования и других, — то по-прежнему около 60% опрошенных не могут с уверенностью сказать, что какое-либо направление реализуется там, где они живут. Причем характерно, что с каждым опросом увеличивается доля тех, кто уверен, что ни одно из направлений нацпроекта в их городах и селах не реализуется, и сокращается доля тех, кто затрудняется с ответом.