23 Апреля 2010 года

Коммунальный офис

Тренд, появившийся в кризисный год, — совместная аренда офисов — оказался живучим. Идея бизнес-коммуналки захватывает все новые умы и площади. Но некоторые эсперты уверены, что долго этот формат не протянет.
Коммунисты пошли

С начала запуска проекта «Коммунист Коворкинг» прошел год, сообщает газета «Ведомости». За этот период заполняемость выросла с 1% до 95% всего ресурса площадей (это когда одновременно в офисе работает 45 человек). «К февралю мы достигли полной заполняемости», — рассказывает Игорь Бевзенко, руководитель проекта «Коммунист Коворкинг».

На основе площадки на Даниловской мануфактуре компания решила тиражировать опыт. По словам Бевзенко, сейчас идут переговоры о развитии франчайзинговой сети «Коммунист Лофт». «Из занятного эксперимента он превращается в первую сеть московских коворкингов», — уверяет Бевзенко. За год Москва заразилась идеей коворкинга. Группы студентов открывают коворкинг-площадки в классах информатики, а корпорация «Mirax Group» сдает рабочие столы в башне «Федерация».

«В нашей компании пытались использовать систему desk sharing (совместное использование рабочих мест) для брокерских отделов, — рассказывает Виктория Манзюкова, партнер „Cushman & Wakefield“. — Она позволяла сократить расходы компании на рабочие места для сотрудников, которые почти все время находятся вне офиса на встречах и переговорах».

«Мы также участвовали в проекте для компании „Microsoft“, которая в 2008 г. решила оптимизировать офисное пространство», — продолжает она. В результате эффективность использования арендуемых площадей увеличилась почти в 2 раза (количество рабочих мест возросло с 501 до 949) за счет изменения планировочного решения, расстановки рабочих мест и введения системы desk sharing. Кроме того, личные кабинеты могут временно использоваться в качестве переговорных).

Держать баланс

Существуют разные экономичные варианты гибкого использования пространства: мини-офисы, коворкинг-центры, домашний офис, совместное использование рабочих мест.

В развитых странах следуют концепции work life balance — баланса между работой и личной жизнью. Сотрудник в этом случае частично работает дома. Коворкинг-центры активно используются начинающими предпринимателями и фрилансерами. Многие иностранные компании, такие как Hewlett-Packard, давно ввели свободный рабочий график даже для сотрудников, занятых в проектной работе, приводит пример Елена Афанасьева из компании «Century 21 Prime Time Realty».

Стоимость места варьируется от 6000 до 20000 руб. в месяц и зависит от класса арендуемого помещения и спектра предоставляемых услуг, рассказывает Ирина Стрижова, директор по маркетингу и продажам башни «Меркурий Сити». Площадь подобных центров обычно составляет от 10 до 250 кв. м. Также возможна аренда на несколько дней или часов. Рабочий стол в коворкинг-центрах можно снять и от 1000 руб. в месяц, говорит Манзюкова.

Первые предложения коворкинг-центров в России возникли с приходом на рынок компании «Regus». Сейчас на московском рынке официально заявленных центров мало: БЦ «MatrixOffice», коворкинг-центры «Первый коворкинг Москвы», «Московоркинг», Regionpolicy.ru, офисный клуб «Communist Loft», «Преображенка», бизнес-сообщество «CoworkingBees».

«В кризис коворкинг-центры стали популярны, а несколько лет назад никто даже не понимал, зачем нужны подобные помещения», — вспоминает Афанасьева.

PR или выгода?

«Коворкинг — это 20-40 рабочих мест, большего формата в Москве я не встречал. На одного арендатора приходится 5-6 кв. м, добавим сюда общие зоны (переговорные, ресепшн и т.д.) и получим 300-400 кв. м, — рассуждает Алексей Чертков, руководитель коммерческого отдела „Московского бизнес-инкубатора“. — Цена за одно рабочее место уже опустилась ниже 10000 руб. в месяц. В пересчете на 1 кв. м в год мы получаем не более $500, что сопоставимо со ставками аренды офисных блоков в классе В. Зачем собственнику бизнес-центра площадью, допустим, 50000 кв. м иметь большие хлопоты с подобными услугами? Мой ответ — исключительно ради PR».

Если же говорить о масштабировании такого бизнеса, то это уже получается формат Regus: офисы с отделкой, меблировкой, оргтехникой, сопутствующими услугами. «С развитием конкуренции на московском рынке офисной недвижимости такому формату будут соответствовать практически все новые офисы А- и В-класса, — уверен Чертков. — Отделка офисов арендодателем уже в 2009 г. стала нормой».

«В период экономического спада на рынок вышло много бюджетных предложений аренды высококачественных площадей, компании значительно сократили свои трудовые ресурсы», — добавляет Манзюкова.

Перейти в раздел «Статьи. Цены и прогнозы»


Актуальные объявления о недвижимости:

Опишите жалобу:

Неверное кодовое слово

Оставить заявку

Возможность отправить сообщение появляется только после того, как вы укажете все необходимые данные.
Материал доступен для комментирования первые 3 месяца с момента публикации.


Комментарии
Подать объявление