Даже в отдаленных от центра районах дома выше девяти этажей не строились раньше и не строятся теперь. Вообще-то, во всех городах, где растут цены на жилье, соответственно подрастает и этажность. Это понятно: выше цены — дороже земля — выгоднее больше квадратных метров построить на меньшем участке. Если, конечно, нет каких-то ограничивающих обстоятельств, например сейсмологической опасности. Ее в Калуге вроде бы нет. И цены здесь подросли за последний год лихими темпами, как, впрочем, и в большинстве российских городов.
В центре города однокомнатная квартира в хрущевке стоит $45 тыс. Подальше от центра немногим дешевле — $40 тыс. В начале прошлого года можно было купить неплохую «однушку» за $25 тыс. На этапе строительства было бы дешевле, но в строящихся домах ничего нет. В общем, рост цен за год составил в Калуге примерно 40%. Это, конечно, меньше, чем в Москве — и по темпам роста, и в абсолютном выражении, но жилье для калужан, у которых зарплата 10 тыс. руб. считается хорошей, столь же недоступно.
Секрет «малоэтажности» Калуги открыл заместитель городского головы по строительным делам Александр Кашкин. «В городе до последнего времени не было пожарной автолестницы, которая бы доставала выше девятого этажа, — объяснил главный калужский строитель. — Вот только недавно купили, теперь можно будет строить до 15 этажей». Вообще-то, с трудом можно представить себе, что отсутствие «КамАЗа» с выдвижной лестницей в течение десятилетий сдерживало городское строительство. Казалось бы, любой крупный застройщик мог сделать городу такой подарок.
Впрочем, пожарный автопарк — не единственная проблема городской строительной отрасли. В прошлом году, как рассказал Александр Кашкин, в городе было построено 110 тыс. квадратных метров жилья, тогда как в 2004-м — всего 50 тыс. Рост более чем в два раза, но в абсолютном выражении 110 тыс. метров — это всего 1800 квартир, или 10 пятиподъездных 9-этажных домов. Строители, конечно, готовы строить намного больше, учитывая рост цен, но для этого нет возможностей.
«Неразвитая инженерная инфраструктура — это раз, — перечисляет причины заместитель городского головы. — Она никогда планомерно не развивалась. И получается — в одном месте избыток энергомощностей, но проблемы с водой, в другом — наоборот, а где-то канализационные сооружения не справляются с объемами. Места в городе мало, застройка ведется точечная — это два. То есть надо, как правило, сносить частную застройку. А у жителей, знаете, какие требования? Нам нужно снести 30 частных владений для того, чтобы закончить реконструкцию моста через Оку. Мы планировали выделить на это $3 млн. — согласитесь, немало. А когда поговорили с жителями, оказалось, что их суммарные требования составляют $30 млн. Конечно, будем судиться, но на это уйдет не меньше года. А нам надо правый берег Оки осваивать, там планируется масштабная комплексная застройка. Такие же проблемы с жителями возникают и при точечной застройке. Это дорогое удовольствие, на расселение уходит до 30% инвестиций».
Директор калужского агентства недвижимости «Домовой» Алексей Петров не спешит винить во всем «частников». «Городские власти должны сами заниматься расселением жителей, а не перекладывать это на плечи застройщиков, — говорит руководитель «Домового». — Сейчас на аукционах за площадку в центре города под двухподъездный дом инвестор готов платить до миллиона долларов. Это достаточные деньги, чтобы решить вопросы и с расселением, и с инфраструктурой. Правда, в центре и о доступном жилье говорить не стоит. Доступное жилье надо строить в новых районах, в отдалении от центра».