Правда, на это положение мало кто обращал внимание, поэтому народ получил требующие капремонта коммуникации в качестве «наследства». И по закону получается, что с Нового года собственникам квартир придется скидываться на капремонт: не работает, к примеру, стояк отопления — извольте раскошелиться.
Особенно остро вопрос капремонта стоит для домов, старше 30 лет, а таковых в Обнинске не менее половины. Например, Ленина, 116 — самый обычный обнинский дом. Был построен в 1967 году, и в нем ни разу не делался капитальный ремонт. Или почти не делался, если не считать замену мягкой кровли в 2004-м. Но и то, качеством новой крыши люди недовольны — об этом нам сказал Дмитрий Прокофьевич Покулевский, человек, живущий в этом доме со дня его постройки. А инженерные сети — водопровод, канализация, трубы теплоснабжения — ни разу не менялись. В общем, типичная для многих обнинских домов ситуация.
Но жители этого дома поступили нетипично: они, пока не поздно, пытаются через суд заставить власть капитально отремонтировать их дом. Ленина, 116, как говорит Покулевский, стариковский дом. Пенсионеры там составляют большинство. На ремонт труб в подвале нужно около миллиона рублей, а это около 15 тыс. руб. с квартиры — треть годовой пенсии. Сумма для стариков не посильная. Да и не только для стариков. К делу подошли грамотно: сначала обратились с жалобой в мэрию, та направила комиссию, которая установила: да, необходим капремонт холодного водоснабжения и канализации, система же отопления — в порядке. После чего инициативная группа обратилась к сметчикам-профессионалам. А уж потом стали писать исковое заявление в суд.
И вот тут народ столкнулся с непреодолимой преградой: судьи не принимают иск. Конечно, исковое заявление — серьезная бумага, и ее надо написать так, чтобы комар носа не подточил. «Понимая это, — рассказывает Дмитрий Покулевский, — мы обратились за помощью к адвокату, но наш иск в суде завернули. В следующем иске мы учли требования судьи, но нам выдвинули новые требования, которые не предъявлялись раньше, — наше заявление опять не приняли». И так повторилось четыре раза! Заметим, каждый раз иск попадал к новому судье, и у каждого к заявлению были свои претензии. А тем временем срок, после которого все усилия станут тщетными, становится все ближе.
«В других городах правозащитники выиграли несколько судов по капитальному ремонту, мы брали за образец их исковые заявления, и я не понимаю, почему обнинских судей они не устраивают!» — возмущается представитель жильцов, депутат городского Собрания Нина Илларионова.
А муниципальная управляющая компания, к которой адресован иск, хранит спокойствие. Начальник юридического отдела Виктория Первухина сказала: «Иск мы пока не видели. Если его суд примет, его нам направят, и тогда будем думать, что делать». Начальник производственно-технического отдела Алла Орлова, в чьем ведении находится капитальный ремонт, узнав о происходящем, посочувствовала жителям Ленина, 116: «На капитальный ремонт всех обнинских домов необходимо около 300 млн. руб. Дают же почти в 10 раз меньше. Поэтому делить деньги между нуждающимися домами очень тяжело. В план 2007 года дом Ленина, 116 включен. Там будет ремонт балконов и козырьков над ними».
Бюджет не резиновый — это понимают все. В то же время жители Ленина, 116 говорят: «Мы платили за капитальный ремонт всю жизнь. Эту строчку из коммунальной платежки исключили только в 2004 году. Где наши деньги?»
Но пока никто и не собирается требовать деньги за капитальный ремонт с жильцов. «В 2007 году работы будут производиться за бюджетные деньги», — утверждает Алла Орлова. А что в будущем? Это пока в тумане. Многие политики и федерального, и местного уровня говорят о том, что Жилищный кодекс надо корректировать: реальность такова, что люди не потянут капитальный ремонт старых домов. Вопрос только в том, прислушаются ли в Кремле к этим голосам.