Вице-президент ОМОР «Российский Союз строителей», вице-президент Национального объединения саморегулируемых организаций проектировщиков Анвар Шамузафаров много лет занимает руководящие посты в строительной отрасли. Он рассказал «Собственнику», что именно обеспечит безопасность строительства при переходе на систему саморегулирования отрасли.
— В связи с чем возникла необходимость создания СРО? Почему прежняя система лицензирования оказалась недееспособной?
— Я сам был одним из создателей системы государственного регулирования при помощи лицензирования. Эта система работала достаточно эффективно первые годы, но затем, в
При принятии закона о СРО предполагалось, что профессиональное сообщество само начнет регулировать вопросы отрасли и обеспечит контроль за деятельностью строительных, проектных и изыскательских организаций. Это улучшит комфорт пребывания в объектах градостроительной деятельности и обеспечит их безопасность.
— В I квартале этого года в государственном реестре СРО было зарегистрировано всего три организации. Активны ли компании и некоммерческие партнерства сейчас?
— Процесс должен закончиться до конца этого года, но сейчас он идет с сильным отставанием от предполагаемых планов. Из 268 тысяч организаций, которые имеют лицензию, зарегистрировалось пока чуть больше 10 тысяч. То есть основная масса строительных, проектных и изыскательских компаний еще не вошли в систему саморегулирования. На данный момент у нас 89 саморегулируемых организаций: 49 строительных, 4 изыскательных и 36 проектных. Конечно, с 1 января все организации должны начать работать по-новому, но пока они еще «раскачиваются». Сложно сказать, что будет дальше. Например, у нас, в Российском союзе строителей, создана саморегулируемая организация, и там сейчас большие очереди.
— Насколько строги критерии отбора для занесения организации в государственный реестр?
— Требования достаточно похожи на те, что были необходимы для получения лицензии. Хотя есть и новые моменты. Теперь организация должна быть застрахована. Есть два варианта: компания должна либо сама застраховать свою ответственность, либо представить документы об оплате средств в компенсационный фонд. Точнее, средства в компенсационный фонд (1 млн руб.) платятся в том случае, если нет страхования ответственности; если оно есть, то строительные компании платят в компенсационный фонд 300 тыс. руб., проектные и изыскательские организации — по 150 тыс. руб. Это существенный момент, поскольку у СРО возникает ответственность за результаты деятельности компании, которой они выдали свидетельство о допуске.
— Как воспринял рынок инициативу государства по замене системы лицензирования саморегулированием? В чем основная проблема образования СРО?
— Организации очень медленно идут в систему саморегулирования. Это главная проблема. Строительные, проектные и изыскательские компании не восприняли переход от лицензирования к саморегулированию достаточно серьезно. Хотя определенная паника уже начинается. Думаю, либо до конца этого года, либо в начале следующего начнут возникать многотысячные очереди. Когда в проектные, строительные, изыскательские организации придут представители надзорных органов, вот тогда и начнутся более интенсивные действия.
— Каким образом государство будет осуществлять контроль за деятельностью СРО?
— Существует две системы контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. Прежде всего, правила, по которым работают СРО, определены законодательством и приказами Министерства регионального развития РФ. Реестр саморегулируемых организаций ведет Ростехнадзор и Минприроды России. Соответственно, они и будут вести этот самый контроль за ведением реестра и за деятельностью самих СРО.