Росрегистрация не будет объединяться с Росимуществом, как планировалось прежде, — об этом впервые официально было заявлено на межрегиональной конференции, прошедшей в Самарской области. Об этом пишет «Российская Бизнес-газета». Ещё весной правительство планировало ликвидировать Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию, передав их функции Росимуществу. Теперь же решено создать самостоятельный орган без участия Росимущества, поскольку одно и то же ведомство заниматься одновременно и контролем, и управлением, и регистрацией не может. Реализация федерального закона о государственном кадастре недвижимости объединит регистрационную службу, кадастровое агентство и агентство геодезии и картографии. Новый федеральный орган будет подчиняться министерству экономического развития. Создание системы единого окна позволит рядовым гражданам и бизнесу с гораздо меньшими затратами регистрировать свои права на имущество. Сегодня существующие в разных ведомствах реестры учета пересекаются и даже дублируют друг друга. В результате получить полную достоверную информацию по земельным участкам и расположенным на них строениям, так же как и по жилью, крайне сложно. Отсутствие единой системы учета осложняет оценку кадастровой стоимости земли и определение её налогового статуса. Зачастую собственник имущества слишком поздно узнает или вообще остается в неведении, что на его участок или жилье зарегистрированы права третьих лиц.
— Сейчас регистрационная служба проводит около сорока миллионов учетных действий в год, — сообщил заместитель главы минэкономразвития Игорь Манылов. — Но коэффициент полезного действия этого ведомства — лишь 20-30 процентов. Проблема — в недостаточном информационном обеспечении участников рынка недвижимости и правообладателей. В Голландии, например, доходы в десятки раз превышают расходы на информационные услуги. А у нас 70-80 процентов платежей в саму систему не попадает — деньги идут «мимо кассы», на громадное число промежуточных звеньев, всевозможных посредников. Поэтому преобразование должно обеспечить максимальный доступ нааселения к сведениям об обороте имущества.
Новая система будет внедряться поэтапно. В ближайшие
— В условиях финансового кризиса, вызвавшего снижение оборота недвижимости и сокращение регистрационных действий, начать преобразование было бы легче, — заявил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. — Сейчас мы ждем соответствующего указа президента РФ. Регионам, я считаю, не стоит тянуть, надо начинать формировать оргкомитеты и рабочие группы.
За десять лет работы Росрегистрации добрая половина населения сумела легализовать свое имущество и оформить права на него. В частности, была введена упрощенная схема оформления в собственность дачных участков. Сейчас речь идет о создании аналогичного механизма — «строительной амнистии». Однако главное сегодня, по мнению самих регистраторов, пересмотреть сами процедуры учета. Так, на федеральном уровне будет изменена система архивирования. Нехватка площадок для хранения документов приводит к неразберихе в самих делах, поэтому бумажные носители могут быть вообще упразднены — все данные будут заноситься в электронную базу. Возможен и другой вариант — введение номенклатуры дел. В конечном счете вся система должна объединить данные трех ведомств — без расхождений и нынешних пробелов.
Кстати, сегодня