Два года тюрьмы могут получить нерадивые чиновники за махинации с землей или ее порчу. В правительство РФ и Верховный суд РФ с законодательной инициативой обратился председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он предложил усилить уголовное наказание за регистрацию незаконных сделок с землей и порчу земли. В условиях современного развития земельных отношений в России особую важность приобретает их охрана, что должно повлечь пересмотр уголовно-правовой оценки преступлений с землей и усиление уголовного наказания за их совершение, уверен Сергей Миронов. По словам спикера Совета Федерации, установленный размер штрафов сегодня слишком мал по сравнению со стоимостью земельных участков, а наказание в виде лишения свободы за должностные преступления в сфере земельных отношений вообще не предусмотрено.
Этот пробел в законодательстве пора устранить, считает Сергей Миронов.
Напомним, что в настоящее время согласно действующей редакции Уголовного кодекса РФ (УК) за махинации с земельными участками чиновнику грозит штраф до 80 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 180 часов, или лишение на 3 года права занимать определенные должности. Учитывая значительно возросшую стоимость земельных участков, эти наказания просто неадекватные, считает Сергей Миронов. Поэтому спикер Совета Федерации подготовил законопроект «О внесении изменений в статьи 170 и 254 Уголовного кодекса Российской Федерации», который предлагает скорректировать нормы УК с целью усиления наказания должностных лиц за махинации с земельными участками. В частности за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, равно как и за умышленное занижение размеров платежей за землю, если подобные преступления совершаются должностным лицом из личной заинтересованности, предлагается предусмотреть штраф в размере от 80 до 250 тысяч рублей. Если же размеры преступления были особенно велики или вредны, то чиновника можно и свободы лишить сроком на 2 года.
В случае порчи земли, например отравлении, загрязнении и так далее, предлагается удвоить предельный размер штрафа — до 400 тысяч рублей (сегодня действует норма в 200 тысяч). А максимальным наказанием за порчу земли установить лишение свободы сроком на 2 года.
Участники рынка и эксперты к новым законодательным инициативам отнеслись скептически. Конечно, усиление ответственности чиновников это хорошо. Вот только суммы сделок в этой сфере экономики исчисляются миллионами рублей. Поэтому увеличение максимального штрафа до 400 тысяч рублей эксперты называют смешной. Поскольку с хорошей сделки чиновник всегда сможет получить выгоду и откупиться от государства.
Что же касается уголовной ответственности, то доказать порчу или злоупотребление чиновником своими полномочиями не так просто. Потому что в процессе регистрации или сделки с землей, как правило, создается цепочка лиц, участвовавших в данном процессе. А порчу земли совершает не сам чиновник. Так что причастность чиновника к преступлениям необходимо еще доказать.
Между тем, по оценкам экспертов, число нарушений земельного законодательства растет с каждым годом. Так, по данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), за прошедший год было проведено более 219 тысяч проверок соблюдения земельного законодательства, что на треть больше, чем в 2006 году. Результат оказался не очень утешительным — 86,8 тысячи нарушений земельного законодательства, это на 38,5 процента больше, чем в 2006 году. В лидерах по количеству нарушений оказались Республика Башкортостан, Краснодарский край, Свердловская область, Республика Татарстан, Московская, Самарская и Кемеровская области.
Госземинспекторами выдано 71,7 тысячи предписаний по устранению нарушений земельного законодательства. Также вынесено более двух тысяч предупреждений о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенные земельные правонарушения.
При этом Роснедвижимость отмечает, что нарушений в 2007 году выявлено 60 тысяч, что наполовину больше, чем за 2006 год. На треть больше выявлено земельных участков, используемых не по назначению. Одновременно с этим можно отметить тенденцию к снижению выявления неиспользуемых земельных участков. Количество таких участков уменьшилось более чем на полторы тысячи.