По словам председателя думского комитета по собственности Виктора Плескачевского, этот законопроект — один из важнейших законов, занимающий центральное место в земельном законодательстве и, «пожалуй, завершающий ряд законодательных актов, составляющих правовую базу всей земельной реформы в России».
Главной целью законопроекта является завершение процесса слияния земельных участков и расположенных на них зданий, строений и сооружений в единые объекты недвижимости — как это было провозглашено в Земельном кодексе РФ и как это принято во всем цивилизованном мире, а также завершение перехода российской экономики на принцип платного землепользования.
Среди основных положений законопроекта, которые в ближайшие два с половиной года будут определять процедуру выкупа и аренды земли у государства, можно выделить следующие.
Такая преференция распространяется также на граждан и общественные организации (потребкооперацию, профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы и т.д.), право собственности которых на здания, строения или сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Кроме того, в целях предотвращения возможности спекуляции землей в Москве и Санкт-Петербурге законом введена норма о возможности (а не обязанности, как было в первом чтении) установления органами государственной власти этих городов федерального значения запрета на реконструкцию прежних и строительство на таких участках новых зданий. «В случае наличия у собственника желания изменить разрешенный вид использования участка он может снять этот запрет, доплатив определенную органами власти Москвы и Санкт-Петербурга сумму, величина которой, согласно закону, не может превышать 80% кадастровой стоимости такого участка», -сказал ранее депутат. Для остальных субъектов РФ установление такого запрета не предусматривается.
Крайне важной новеллой законопроекта является положение, снимающее ограничение для собственников зданий, строений, сооружений на приобретение в собственность находящихся у них на праве аренды земельных участков вне зависимости от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после дня вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Кроме того, по словам В.Плескачевского, законопроектом введены серьезные ограничения на распоряжение ГУПами или МУПами арендуемыми ими земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности. «По имеющимся в распоряжении комитета по собственности сведениям, число злоупотреблений при распоряжении земельными участками указанной категорией юридических лиц крайне велико и превысило все допустимые пределы», — отметил депутат.
«Принимая этот закон, мы пытаемся не только исправить ошибки начала