Небоскребы в областных центрах, социальные программы, поднимающие рейтинг губернатора, — все это уходит в прошлое. У государства кончаются деньги. Пока они есть в федеральном бюджете, что позволяет ему тратить триллионы на реанимацию замирающей экономики. Но у регионов нет стабфонда, и они вынуждены сокращать бюджеты на 2009 г. скоро кризис от биржевых площадок и офисов дойдет до дворов и подъездов.
Как пишет еженедельник SmartMoney, томский губернатор Виктор Кресс готов сэкономить для области около миллиона рублей — ему исполнилось 60 лет, но от положенной высшим чиновникам солидной надбавки к пенсии Кресс собирается отказаться. В администрации Нижегородской области с 1 декабря должно быть уволено 100 сотрудников. Но такими демонстративными жестами провинции не спастись.
Ещё в августе Минфин прогнозировал, что регионы в 2009 г. заработают 6,9 трлн руб. и почти столько же — 6,8 трлн — потратят. А уже в конце октября замминистра финансов Антон Силуанов разослал по регионам письмо с рекомендациями: дополнительные доходы 2008 г. не использовать, а отложить на следующий, новых затратных проектов не начинать, на банковские кредиты и выпуски облигаций не рассчитывать. Так что бюджеты на 2009 г., прошедшие первое чтение ещё на оптимистичных докризисных прогнозах, теперь приходится сокращать:
Раздел «История эмитента» в информационном меморандуме о выпуске облигаций Калужской области начинается со времен Киевской Руси. Российские регионы давно забыли череду дефолтов после кризиса 1998 г. и вернулись на долговой рынок. По данным Минфина, совокупная региональная задолженность к 1 октября 2008 г. достигла 526,9 млрд руб., из них 366 млрд руб. — банковские кредиты и облигационные займы. Кстати, Калужской области с долгом 7,5 млрд руб.
Но как эта нагрузка проявится в условиях кризиса, когда доходы сокращаются, а рефинансировать долг сложнее? Большинству регионов пока нечего беспокоиться. Как указывает аналитик Standard & Poor’s Борис Копейкин, их общий долг не превышает 10% ожидаемых в 2008 г. доходов. Если посмотреть на расходы по обслуживанию долга, то они, как правило, не превышают 5% текущих доходов регионального бюджета. Но это средняя температура по больнице. Калужская область, например, в первом полугодии 2008 г. выплачивала по долгам 17% доходов (10% считается уже высоким показателем). Российский рекорд принадлежит Московской области: 31% доходов съедал долг. Подмосковье — самый активный
Дело, впрочем, и не в дефолте, а в том, что Московской области придется экономить. Губернатор Борис Громов к этому не привык. Доходы областного бюджета росли в геометрической прогрессии: с 13,5 млрд руб. в 2000 г. до 228 млрд руб. в этом. Мало кто в таких условиях будет себя ограничивать, поэтому расходы росли ещё быстрее — в этом году они должны достичь 245,2 млрд руб. Выполнять все обязательства помогали займы — финансовая конъюнктура благоприятствовала. Но теперь высокая долговая нагрузка крайне некстати: процентные расходы растут в условиях кризиса и сокращения доходов.
Москва, которая во многом была локомотивом бурного развития области, по долговой нагрузке на втором месте — 110 млрд руб., но проблем это не создает. При бюджете почти в триллион рублей столица сможет направлять на обслуживание долга не более 2,5% доходов, прогнозирует Standard & Poor’s.
Московских чиновников гораздо больше беспокоит другое: по данным источника в мэрии, уже в октябре город недосчитался около $1 млрд налоговых поступлений — подвел налог на прибыль.
Парадокс: хотя вся экономическая политика делается в центре, регионы гораздо больше зависят от эффективности экономики. Федеральный бюджет живет по принципу таможенника: с внутренней торговли собирает НДС, а с экспорта — пошлины. Падение нефтяных цен может, конечно, сократить экспортные доходы, но НДС, например, довольно устойчив к подобным колебаниям — недаром Минфин категорически против снижения этого налога. Уровнем ниже структура доходов другая. «В первом полугодии 2008 г. больше половины доходов субъектов федерации дали налог на прибыль и подоходный налог», — поясняет Копейкин. При изменении конъюнктуры прибыль компании может упасть в десятки раз — с соответствующими последствиями для бюджета. Ну, а доходы граждан напрямую зависят от уровня занятости и количества высокооплачиваемых рабочих мест. И с тем и с другим ожидаются проблемы.
По оценкам директора Института региональной политики Булата Столярова, в большинстве регионов уже созданы антикризисные группы, которые сейчас заняты пересмотром бюджетных прогнозов на следующий год. Доля расходов, которые придется сократить, колеблется в диапазоне от 10 до 30%. Глава бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин подтверждает, что ущерб от финансового кризиса регионы поделят неравномерно. Нижегородской области, от которой Бушмин был избран сенатором, наверняка придется от
Максимальная же степень риска у тех, чей бюджет зависит от налогов одной или нескольких крупных компаний. Например, «Северсталь» для Вологодской области — около 40% налоговых доходов. У Красноярского края шесть лет назад ситуация была ещё хуже: 70% доходов обеспечивал «Норильский никель». Сейчас, рассказывает первый
До прошлой недели самыми большими оптимистами были финансисты из Казани. Проект бюджета Татарстана на 2009 г. опирался на прогноз $95 за баррель Urals. Но после того как президент Минтимер Шаймиев выступил с посланием парламенту республики, слово «кризис» было легализовано. Глава комитета госсовета по бюджету, налогам и финансам Илсур Сафиуллин признает, что денег уже становится меньше. Дополнительные доходы бюджета составят не 20 млрд руб., как ожидалось ещё летом, а от силы 10 млрд руб.
Впрочем, Сафиуллин пока не поясняет, насколько сильно придется закручивать финансовые гайки. «Зачем пороть горячку: цифры можно уточнить и после Нового года», — говорит депутат. Он с большим удовольствием указывает на сильные стороны бюджета Татарстана: три года назад нефтяники давали республике 50% налога на прибыль, а сейчас — только 42%. Появились новые крупные налогоплательщики, например предприятия, зарегистрированные в ОЭЗ «Алабуга». Утешение слабое, ведь в особой экономической зоне работают автопроизводители, а они — среди основных жертв кризиса. Так же как и ещё одна ключевая для республики компания — КамАЗ, уже объявившая о сокращении 10% сотрудников и сократившая инвестпрограмму 2009 г. вдвое, до 4,5 млрд руб.
В похожей ситуации может оказаться и Калужская область. Бурный промышленный рост последних лет во многом объяснялся открытием здесь завода Volkswagen, выпустившего уже 50 000 автомобилей, в январе должен заработать Volvo. Калужский губернатор Анатолий Артамонов допускает, что областные доходы могут просесть на 15%. Бюджетный процесс в Калуге приостановили — пока не наступит ясность.
В Свердловской области не скрывают общей суммы кризисного сокращения расходов — 29 млрд руб. В итоге вместо 177,2 млрд руб. область в следующем году надеется потратить хотя бы 148,2 млрд руб. Как рассказывает министр экономики и
«Почти половина налогов на прибыль в области формируется за счет металлургов», — объясняет Максимов. Только от них недодача составит около 18 млрд руб. «Но это прогнозы: никто же толком не знает, что будет с ценами на металл и объемом производства в следующем году», — честно признается свердловский министр. В результате придется сокращать инвестиции:
Действительно, на инвестициях можно сэкономить. Бюджетное богатство позволило региональным чиновникам не хуже федеральных затевать всевозможные мегапроекты. Например, в проект «Урал промышленный — Урал Полярный» общей стоимостью 544 млрд руб. заинтересованные регионы (Тюменская область,
Но не стоит рассчитывать, что сокращение бюджетов коснется только великих «строек капитализма». В расходах типичного региона главная статья — зарплата, а не инвестиции (44 против 18%). Значит, педагогов, врачей и служащих, которые зависят от региональных и местных бюджетов, ждут плохие новости. Зарплату им в отличие от сотрудников частных компаний не срежут, но повышение могут запросто отложить. Тем, кто получает деньги из федерального бюджета, несмотря на кризис, зарплату в 2009 г. повысят на 30%. В Минфине специально подчеркивают, что регионы не обязаны следовать примеру центра, но это лукавство. В каждом областном центре немало федеральных служащих, и чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке труда, регионам надо подтягивать зарплату и своих подопечных. Но на это нет денег. В Свердловской и Челябинской областях, например, собирались повысить зарплаты с января, но теперь решили вернуться к этому вопросу весной — в зависимости от ситуации. Тем, кто будет аккуратно вести себя с расходами, Минфин обещает дополнительную помощь. Правда, для этого надо, чтобы с самим федеральным бюджетом все было в порядке. В декабре Минэкономразвития ещё раз уточнит прогноз на 2009 г. — тогда, может быть, и федеральные расходы придется пересматривать