30 декабря 2009 г. стало «днем рождения» далеко не второстепенного для большинства простых граждан постановления правительства РФ N 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии». Ряд информационных агентств и отдельных СМИ прокомментировали на днях появление этого неординарного документа. Но, скорее всего, не из чувства пиетета перед «вышестоящей бумагой», а потому, что тарифы на услуги ЖКХ, а если еще точнее — их стремительный и постоянный рост, фактически «достали» россиян. Обнинская газета «Контакт» приводит факты.
В прошедшем, кризисном, году средний рост коммунальных тарифов в стране достиг почти 20% (хотя индекс инфляции составил лишь 8,8%). С 1 января этого года во многих регионах цены поднялись сразу на четверть. То, куда уходят деньги, можно понять даже из скупых сводок официальной статистики: только за январь — октябрь 2009 года суммарная прибыль компаний, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды (почитай, половина системы ЖКХ), составила 231,2 млрд. рублей. Это на 63,6% (!) больше, чем годом ранее. А прибыль организаций, занятых управлением и эксплуатацией жилого фонда, выросла на 33,2% по сравнению с докризисным периодом января — октября 2008 года. Для сравнения: прибыль предприятий обрабатывающих производств за этот же период сократилась на 42,5%, а торговли — на 37,7%.
Немаловажно и другое: результатом всех нововведений коммунальной сферы стало ее превращение в зону сплошной «круговой поруки». Граждане и организации платят не только за себя, но и за всех неплательщиков, равно как и за огрехи на каких-нибудь магистральных трубопроводах. Возможно, всё это вместе взятое и заставило людей по-новому взглянуть на свои взаимоотношения с теми, кто взялся перевести «коммуналку» на рыночные рельсы. И вывел на приоритетный уровень... свои прибыли. Ничего удивительного: а для чего же еще предприимчивые люди «освободили» федеральных и местных чиновников от едва ли не главной головной боли? Но случилось то, что рядовые граждане, и не только признанные собственниками жилья — большей частью весьма непрезентабельного — предвидели с самого начала реформаторской кампании. То есть, аппетиты новых владельцев ЖКХ (хозяйства, конечно, хлопотного — кто же спорит?) стали стремительно обгонять возможности населения. Настолько стремительно, что наиболее дальновидные рыночники поняли, к чему это может привести. И, похоже, дали команду вертикали власти «отреагировать». Тем более что в ряде регионов страны близятся выборы...
Кстати, повышенная активность калужской областной администрации, «заметившей» вдруг явные переборы в тарифах некоторых местных структур ЖКХ, удивительным образом совпала по времени с широким резонансом в СМИ по поводу
Прокомментировала этот документ и Федеральная служба по тарифам, принимавшая непосредственное участие в подготовке стандартов. Там подчеркнули, что документ призван помочь формированию полно го и всестороннего представления о том, из чего складываются цены на оплачиваемые ими услуги ЖКХ, как организация коммунального комплекса распоряжается денежными средствами, поступающими в ее адрес от потребителей. Этим документом предусматривается обязательное опубликование наиболее важных, с точки зрения потребителя, сведений о качестве поставляемых услуг об их стоимости, о соответствии их установленным требованиям. Кроме того, установлен перечень раскрываемой информации, которая отражает все основные показатели финансово-хозяйственной деятельности каждого предприятия. Эти показатели позволят дать оценку работы конкретной организации как потребителю, так и органу по регулированию тарифов с точки зрения оценки эффективности работы предприятия, в том числе и путем сравнения с другими организациями. Важно и то, что постановление правительства РФ N1140 способно также значительно облегчить работу механизма общественного контроля.
В стандартах предусмотрена, в частности, информация о ценах и тарифах на товары и услуги, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат, об инвестиционных программах и отчетах об их реализации, о выручке от регулируемой деятельности, об основных потребительских характеристиках предоставляемых товаров и услуг и многом другом, что определяет стоимость и качество услуг. Имея все это в руках, в принципе любой гражданин может посчитать, проанализировать и сделать грамотный вывод о том, соответствует ли, например, вода той цене, которую установило предприятие ЖКХ и утвердила региональная комиссия по тарифам.
Информация, которую предприятия ЖКХ обязаны доводить до всеобщего сведения, должна распространяться через печатные средства массовой информации, а также через официальные сайты сети Интернет. Кроме того, эту информацию могут письменно запрашивать потребители и получать на свой запрос исчерпывающий ответ.
По информации местного министерства конкурентной политики и тарифов, расчет тарифов на жилищно-коммунальные услуги в области на 2010 год осуществлялся на основе обеспечения баланса интересов производителей энергетических ресурсов, их поставщиков и потребителей. Платежи населения за коммунальные услуги в 2010 году в среднем по Калужской области планируются на уровне 13 процентов (для сравнения в 2009 году — 26 процентов). Рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги не должен превышать предельного индекса, утвержденного для каждого муниципального образования области. В настоящее время ведётся контроль за применением установленных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В случае нарушения к виновным будут применяться меры в соответствии с законодательством. Телефон горячей линии министерства конкурентной политики и тарифов области:
Депутат Госдумы В.Дубровин по поводу тарифов на услуги ЖКХ заверил недавно калужан, что «Единая Россия» намерена защитить жителей области от необоснованного повышения коммунальных тарифов и впредь контролировать их рост. В частности, он заявил:
— Повышение тарифов на энергоносители на федеральном уровне должно было привести к росту тарифов на услуги ЖКХ на местах в тех размерах, которые были бы понятны, объяснимы и обоснованы... Наша партия не могла не отреагировать на тревожные сигналы с мест, попросив губернатора Калужской области А.Д. Артамонова провести специальное совещание и разобраться в коммунальных безобразиях... Эта задача актуальна еще и потому, что в связи с монетизацией льгот часть необоснованно задранной коммунальщиками квартплаты ветеранам и пенсионерам нужно будет компенсировать из бюджета «живыми» деньгами. Мы не позволим поставщикам услуг наживаться за счет населения и казенных средств.