11:02  08.02.10

Станут ли тарифы прозрачными?

30 декабря 2009 г. стало «днем рождения» далеко не второстепенного для большинства простых граждан пос­тановления правительства РФ N 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями ком­мунального комплекса и субъектами естественных моно­полий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии». Ряд информацион­ных агентств и отдельных СМИ прокомментировали на днях появление этого неординарного документа. Но, ско­рее всего, не из чувства пиетета перед «вышестоящей бу­магой», а потому, что тарифы на услуги ЖКХ, а если еще точнее — их стремительный и постоянный рост, фактически «достали» россиян. Обнинская газета «Контакт» приводит факты.

В прошедшем, кризисном, году средний рост коммунальных тарифов в стране достиг почти 20% (хотя индекс инфляции составил лишь 8,8%). С 1 января этого года во многих регионах цены поднялись сразу на четверть. То, куда уходят деньги, можно понять даже из скупых сводок официальной статистики: только за январь — октябрь 2009 года сум­марная прибыль компаний, занимающих­ся производством и распределением элект­роэнергии, газа и воды (почитай, половина системы ЖКХ), составила 231,2 млрд. рублей. Это на 63,6% (!) больше, чем годом ранее. А прибыль организаций, занятых управлением и эксплуатацией жилого фонда, выросла на 33,2% по сравнению с докризисным перио­дом января — октября 2008 года. Для сравне­ния: прибыль предприятий обрабатывающих производств за этот же период сократилась на 42,5%, а торговли — на 37,7%.

Немаловажно и другое: результатом всех нововведений коммунальной сферы ста­ло ее превращение в зону сплошной «круговой поруки». Граждане и организации платят не только за себя, но и за всех неплательщиков, равно как и за огре­хи на каких-нибудь магистральных трубопроводах. Воз­можно, всё это вместе взятое и заставило людей по-ново­му взглянуть на свои взаимоотношения с теми, кто взялся перевести «коммуналку» на рыночные рельсы. И вывел на приоритетный уровень... свои прибыли. Ничего удиви­тельного: а для чего же еще предприимчивые люди «ос­вободили» федеральных и местных чиновников от едва ли не главной головной боли? Но случилось то, что ря­довые граждане, и не только признанные собственника­ми жилья — большей частью весьма непрезентабельного — предвидели с самого начала реформаторской кампа­нии. То есть, аппетиты новых владельцев ЖКХ (хозяйства, конечно, хлопотного — кто же спорит?) стали стремитель­но обгонять возможности населения. Настолько стреми­тельно, что наиболее дальновидные рыночники поняли, к чему это может привести. И, похоже, дали команду верти­кали власти «отреагировать». Тем более что в ряде реги­онов страны близятся выборы...

Кстати, повышенная активность калужской областной администрации, «заметившей» вдруг явные переборы в тарифах некоторых местных структур ЖКХ, удивитель­ным образом совпала по времени с широким резонансом в СМИ по поводу 1140-го постановления правительства «Об утверждении стандартов раскрытия информации...».

Прокомментировала этот документ и Федераль­ная служба по тарифам, принимавшая непосредствен­ное участие в подготовке стандартов. Там подчеркнули, что документ призван помочь формированию полно го и всестороннего представления о том, из чего складываются цены на оплачиваемые ими услуги ЖКХ, как организация коммунального комплекса распоряжается денежными средствами, поступающими в ее адрес от потребителей. Этим документом предусматривается обязательное опубликование наиболее важных, с точки зрения потребителя, сведений о качестве поставляемых услуг об их стоимости, о соответствии их установленным требованиям. Кроме того, установлен перечень раскрываемой информации, которая отражает все основные показатели финансово-хозяйственной деятельности каждого предприятия. Эти показатели позволят дать оценку работы конкретной организации как потребителю, так и органу по регулированию тарифов с точки зрения оценки эффективности работы предприятия, в том числе и путем срав­нения с другими организациями. Важно и то, что постановление правительства РФ N1140 способ­но также значительно облегчить работу меха­низма общественного контроля.

В стандартах предусмотрена, в частности, ин­формация о ценах и тарифах на товары и услуги, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат, об инвестиционных программах и отче­тах об их реализации, о выручке от регулируе­мой деятельности, об основных потребитель­ских характеристиках предоставляемых товаров и услуг и многом другом, что определяет стои­мость и качество услуг. Имея все это в руках, в принципе любой гражданин может посчитать, проанализировать и сделать грамотный вывод о том, соответствует ли, например, вода той цене, которую установило предприятие ЖКХ и утвер­дила региональная комиссия по тарифам.

Информация, которую предприятия ЖКХ обязаны до­водить до всеобщего сведения, должна распространяться через печатные средства массовой информации, а так­же через официальные сайты сети Интернет. Кроме того, эту информацию могут письменно запрашивать потреби­тели и получать на свой запрос исчерпывающий ответ.

По информации местного министерства конкурентной политики и тарифов, расчет та­рифов на жилищно-коммунальные услуги в области на 2010 год осуществлялся на основе обеспечения баланса интересов производителей энергетических ресурсов, их пос­тавщиков и потребителей. Платежи населения за коммунальные услуги в 2010 году в среднем по Калужской области планируются на уровне 13 процентов (для срав­нения в 2009 году — 26 процентов). Рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги не должен превышать предельного индекса, утвержденного для каждого муници­пального образования области. В настоящее время ведётся контроль за применением ус­тановленных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В случае нарушения к виновным будут применяться меры в соответствии с законодательством. Телефон горячей линии министерства конкурентной политики и тарифов области: 8-4842-715-532. Граждане с низким уровнем доходов могут воспользоваться бюджетной субсидией. По всем вопросам ее предоставления необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. В настоящее время субсидией воспользовались более девяти тысяч семей области.

Депутат Госдумы В.Дубровин по поводу тарифов на услуги ЖКХ заверил недавно калу­жан, что «Единая Россия» намерена защитить жителей области от необоснованного повы­шения коммунальных тарифов и впредь контролировать их рост. В частности, он заявил:

— Повышение тарифов на энергоносители на федеральном уровне должно было привести к росту тарифов на услуги ЖКХ на местах в тех размерах, которые были бы понятны, объяс­нимы и обоснованы... Наша партия не могла не отреагировать на тревожные сигналы с мест, попросив губернатора Калужской области А.Д. Артамонова провести специальное совеща­ние и разобраться в коммунальных безобразиях... Эта задача актуальна еще и потому, что в связи с монетизацией льгот часть необоснованно задранной коммунальщиками квартплаты ветеранам и пенсионерам нужно будет компенсировать из бюджета «живыми» деньгами. Мы не позволим поставщикам услуг наживаться за счет населения и казенных средств.

Читайте ежедневно все новости Информетра на Яндексе и Google


Актуальные объявления о недвижимости:

Опишите жалобу:

Неверное кодовое слово

Оставить заявку

Возможность отправить сообщение появляется только после того, как вы укажете все необходимые данные.
Материал доступен для комментирования первые 3 месяца с момента публикации.


Комментарии
Подать объявление