Прошло больше года с момента принятия закона о преимущественном выкупе субъектами малого и среднего бизнеса арендуемых муниципальных помещений, но в Обнинске ни одно из них так и не ушло в собственность арендаторам, пишет газета «Обнинск: Новая среда». По правде говоря, и в целом по России процесс, что называется, не пошел: всего около полутысячи предприятий смогли воспользоваться своим преимущественным правом.
В чем же дело? Кто виноват — плохой закон, нерасторопность властей или нежелание самих бизнесменов? И как с этим продвигаются дела в Обнинске? «Новая среда» уже писала о том, что в конце прошлого года депутаты приняли особое решение, где все 209 муниципальных помещений, арендуемых малым бизнесом, попали в особый перечень.
Перечень, по сути, блокировал выкуп арендованного имущества — ни одно из включенных в него помещений не может быть выставлено на продажу. И когда депутаты объясняли принятое ими решение, то ссылались на непродуманность формулировок закона. Прошло время — формулировки исправили. И 26 предпринимателей обратились к депутатам с просьбой: отмените свое прежнее решение, раскройте перечень, дайте нам возможность воспользоваться своим преимущественным правом. Среди подписантов — руководители кафе и ресторанов, часовых мастерских, магазинов и т.п.
В конце прошлой недели комитет по экономической политикае детально рассмотрел проблему. «Просто взять и отменить прежнее решение нельзя, — подчеркнул депутат Владимир Савин. — Ведь помимо чисто экономической составляющей есть еще и социальный аспект. Город сдает в аренду площади сапожным мастерским, часовым, ателье — бизнес это не особо прибыльный. И если продать такие площади, да еще по рыночным ценам — как это прописано в законе, на их месте возникнут интернеткафе и магазины. А обнинцы лишатся необходимых услуг».
«Это, безусловно, так, — поддержал коллегу Леонид Катухин. — Но и интересы бизнеса надо учитывать. А для этого можно предложить такой вариант: предприниматель, который хочет выкупить арендуемые площади, обращается к нам с письмом об исключении его помещения из перечня. И если это возможно, мы исключаем — после обсуждения».
Казалось бы, простое решение, и можно закрыть тему. Но депутаты не торопились. Выяснилось, что не все из обратившихся предпринимателей до конца понимают бизнес-риски, связанные с новым правом.
«Да, мы подписали письмо, — сказал один владелец предприятия. — И, читая закон, понимали, что оценка наших площадей будет производиться по рыночным ценам. Что такое рыночные цены конкретно для наших помещений? Это $500-600 за квадратный метр. Но пришел оценщик и назвал сумму в 40 тыс. руб. Нам это не по силам. Разумеется, гораздо выгодней платить муниципальную аренду, чем находить где-то огромные деньги на выкуп. И мы даже бы не думали о нем, если были бы уверены, что можем заключить арендные договоры на длительные сроки и нас никто не выкинет с привычного места».
«По сути, перечень защищает не только городское имущество, — подытожил Леонид Катухин, — но и интересы самого бизнеса. Как только помещение из перечня выпадет, как только оно будет раскрыто, его могут выставить на торги. Преимущественное право — да, у арендатора. Но он должен выкупить помещение по цене, рассчитанной независимым оценщиком. А она может оказаться значительно выше той, какую предприниматель в принципе может вытянуть. В итоге помещение уйдет в чужие руки».
В итоге на заседании решили каждому подписавшему обращение предпринимателю послать письмо: объяснить, как воспользоваться своим преимущественным правом, и напомнить, какие риски такое решение может в себе таить. Пока же можно говорить о том, что обнинский бизнес не ринулся выкупать арендуемые у муниципалитета площади: только десятая часть арендаторов обратилась с просьбой о продаже. Причина, разумеется, экономическая: найти и вынуть из оборота средства на покупку недвижимости по более чем серьезным ценам для большинства предпринимателей — неразрешимая задача, особенно в период кризиса. Для них и арендная плата воспринимается крайне тяжелой нагрузкой. Скоро Горсобрание приступит к верстке бюджета, и проблема этих платежей встанет в полный рост.