13:40  02.02.09

Комментарий Н. Е. Шубина к решению Госдумы по наукоемким технологиям

Одним из самых значимых для Обнинска событий ушедшего года стало выездное заседание Комитетов Государственной думы РФ по науке, наукоемким технологиям и образованию, посвященное вопросам совершенствования законодательной базы кадрового обеспечения российской науки и наукоемкого производства с учетом опыта первого наукограда. На днях было получено принятое по итогам заседания решение. Опыт работы органов государственной власти Калужской области, местного самоуправления Обнинска, организаций научно-производственного комплекса наукограда, совместной деятельности Общероссийской детской организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» и МГУ им. М. В. Ломоносова, ряда других организаций, направленных на поддержку талантливой молодежи и создание системы подготовки нового поколения научных сотрудников и инженерных кадров для наукоемкого производства, признан положительным. Более того, Министерству образования и науки РФ рекомендовано использовать наши наработки при подготовке национальной образовательной стратегии и рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в нормативно-правовую базу в сфере образования. Отдельный пункт решения посвящен опыту именно Малой академии «Интеллект будущего». На его основе предлагается реализовать пилотный проект по формированию системы привлечения молодежи в науку, начиная со школьных лет.

Кроме того, экспертным советам Комитетов Госдумы по местному самоуправлению и науке и наукоемким технологиям предлагается рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона, касающегося особенностей осуществления местного самоуправления в наукоградах с тем, чтобы расширить полномочия местной власти в сфере создания условий для развития инновационной деятельности и кадрового обеспечения научно-производственных комплексов.

Прокомментировать данное решение газете «Обнинск» попросила главу городской администрации Н. Е. Шубина.

— Николай Евгеньевич, сам факт проведения заседания на столь важную тему именно у нас, в Обнинске, уже говорил о многом, но он ко многому и обязывал. Судя по принятому решению, состоявшийся разговор оказался для законодателей интересным и полезным. А мы, как первый наукоград России, в очередной раз подтвердили значимость подобных городов как генераторов прогрессивного опыта.

— Это действительно так. Мы уже говорили в предновогоднем интервью о том, что именно в наукоградах сконцентрирован значительный потенциал становления и развития инновационной экономики. Но к научным исследованиям обязательно необходимо добавить ещё одну важнейшую составляющую — образование, систему подготовки кадров для научно-производственных предприятий. Не имея образованных людей, ни о какой науке, тем более о наукограде говорить не приходится. Ломать голову над этой темой придется не один год, но главное — видеть перспективу и наши собственные возможности.

Что мы реально можем сделать? По всем критериям в силу федерального законодательства местное самоуправление, скажем так, отодвинуто от решения вопросов высшего образования. Но что касается среднего образования, профессиональной ориентации и подготовки талантливых ребят со школьной скамьи, это как раз то, чем мы должны заниматься. И мне кажется, в этом направлении у нас в городе уже сложились замечательные традиции, тот самый опыт практической деятельности, который и отмечен весьма положительно Комитетами Государственной думы. Очень многое появилось и развивается благодаря энтузиастам, людям, искренне влюбленным в свое дело. Пример — деятельность той же Малой академии наук «Интеллект будущего». Найдены подходы в отборе талантливых ребят, подготовке программ по естественным и другим видам знаний, проведению конкурсов. Остался один шаг: «приземлить» фактически устоявшуюся систему в подтвержденную сертификатами область. И решение Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, принятое совместно с Комитетом по образованию, как раз говорит о том, что ответственное министерство должно разработать нормативную базу, обеспечивающую создание системы поиска, отбора талантливой молодежи и далее сопровождения, закрепления молодых кадров в научных организациях и вузах. Для подготовки научных и научно-педагогических кадров предлагается использовать механизм государственного и муниципального заказа, а также целевых контрактных договоров. Это — серьезная заявка, но только начало пути. Движение надо активно поддерживать. Есть договоренность с председателем Комитета по образованию Г. А. Балыхиным, что он приедет в Обнинск, чтобы ещё раз внимательно посмотреть систему высшего образования, его стыковки со средним образованием и возможности включения в общую схему наших НИИ, где молодые люди, студенты, школьники могут получить реальное представление о том, чем им придется заниматься в будущем, чтобы сделать осознанный выбор. И я хотел бы подчеркнуть, что именно в наукоградах проще выстроить такое партнерство.

— Если бы ещё сами научные организации проявляли к созданию единого образовательного процесса больше интереса…

— Безусловно, придется приложить немало усилий, но мне кажется, уже в этом году мы станем свидетелями определенных (надеюсь, позитивных) перемен по нашим научным организациям в части изменения схем управления в науке, инновационной и прочих составляющих, что может стать стимулом для их заинтересованности в создании образовательных комплексов.

— Николай Евгеньевич, данное решение затрагивает и основу существования наукоградов — Федеральный закон об их статусе. В частности, предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в части взаимодействия и координации федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления наукоградов, научного и бизнес-сообщества по перспективному развитию наукоградов через механизм трехсторонних соглашений и наблюдательных советов. Звучит не ново. В частности после присвоения Обнинску статуса наукограда в Москве в присутствии журналистов, помнится, было подписано трехстороннее соглашение вице-премьером И. И. Клебановым, губернатором нашей области В. В. Сударенковым и мэром Обнинска М. В. Шубиным. Был у нас и Наблюдательный совет. Однако этот механизм не получил развития, что, по-видимому, и стало причиной сложившейся впоследствии некой отстраненности власти от проблем наукоградов и недооценки их потенциала.

— По собственному опыту могу сказать одно: если в правительстве не будет уполномоченного человека с четкой ответственностью за выполнение определенной задачи, то ничего продвигаться не будет. А может, происходило другое: этакое «трамбование» темы наукоградов, её просто отложили как недостаточно отработанную, до конца непонятную. Дескать, пусть отлежится. Вот и отлеживалась до сегодняшнего дня. Председатель Счетной палаты РФ С.Степашин уже высказал мнение (и мы его разделяем полностью), что реализацией огромного потенциала наукоградов как точек роста инновационной экономики должна заниматься определенная структура и не где-то, а в Министерстве регионального развития, которому поручена задача формирования новой экономики. Теперь вот законодатели обозначили свою позицию. Но дальше процесс надо толкать. Впрягаться в это дело и нашим депутатам, и представителям области в Совете Федерации. Губернатор А. Д. Артамонов всегда готов поддержать развитие наукограда своим ресурсом.

— Как вы оцениваете значение, весомость данного решения Комитета по науке и наукоемким технологиям?

— Я бы сказал, что это — протокол о намерениях, меморандум, в котором обозначены приоритетные проблемы для решения вопросов развития науки и наукоемких технологий. Будем надеяться, что тема не заглохнет, что все рекомендации получат практическое воплощение. Но потрудиться придется всем, под лежачий камень вода не потечет.

Читайте ежедневно все новости Информетра на Яндексе и Google


Актуальные объявления о недвижимости:

Опишите жалобу:

Неверное кодовое слово

Оставить заявку

Возможность отправить сообщение появляется только после того, как вы укажете все необходимые данные.
Материал доступен для комментирования первые 3 месяца с момента публикации.


Комментарии
Подать объявление