Санкт-петербургская сеть чайных быстрого питания «Чайная ложка» ушла с рынка, свернув масштабную программу самостоятельного развития в регионах, сообщает «КоммерсантЪ». Это решение в компании объясняют коррекцией стратегии развития, которая теперь ориентирована на повышение операционной эффективности, а не на количественный рост. Отраслевые эксперты уверены, что на закрытие региональных точек «Чайной ложки» повлияла их убыточность, вызванная неэффективным управлением и неграмотным выбором расположения заведений.
О том, что оператор петербургской сети «Чайная ложка» ООО «Соло» прервала в Нижнем Новгороде договоры аренды с торговыми комплексами «Лента», на площадях которых с ноября 2007 года располагались два заведения сети, «Ъ» сообщили вчера в отделе оперативного маркетинга компании. Такое решение руководитель отдела Владислав Жуков объяснил тем, что в 2008 году сеть чайных скорректировала стратегию развития: вместо ежегодного удвоения компания решила расти медленнее, концентрируясь на операционной эффективности. «Чтобы увеличить общую рентабельность компании, мы решили отказаться от эксплуатации нескольких неэффективных чайных, которые в обороте составляли около 10%», — пояснил господин Жуков. Всего было закрыто 13 заведений — в Нижнем Новгороде, Москве, Новосибирске, Владимире, Рязани, Туле и в том числе в Обнинске. Господин Жуков уточнил, что теперь в этих субъектах сеть будет развиваться по франчайзингу.
В 2007 году компания заявляла, что собирается нарастить сеть до 153-х точек, большая часть из которых разместится в городах Московской области, а также в Калуге, Твери, Туле, Владимире, Ярославле.
Основную причину выхода «Чайной ложки» из регионов отраслевые эксперты видят в убыточности заведений сети. По их мнению, она вызвана неэффективным управлением и неграмотным выбором месторасположения точек. «Огромное заблуждение столичных игроков в том, что в регионах развиваться очень просто. Но на деле они сталкиваются с колоссальными трудностями в управлении, подборе кадров и контроле качества продукции», — пояснил председатель совета директоров нижегородской ресторанной группы «Пир» Олег Кондрашов.
Сеть заведений быстрого питания «Чайная ложка» создана в 2002 году в Санкт-Петербурге. Основу меню составляют блины с начинками и салаты. Сегодня в сети около 70 заведений, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге. Владельцами компании являются ее создатели и топ-менеджеры Борис Крупкин и Михаил Августин, фонд «Нева-Русь», а также частные лица — не граждане РФ, имена не раскрываются. По оценкам компании, в 2008 году оборот «Чайной ложки» должен составить $45 млн.
По оценкам исполнительного директора консалтинговой компании Restcon Андрея Петракова, в общем объеме российского рынка общепита сегмент фаст-фуда составляет около $1,7 млрд. (ежегодный рост на 10-15%), а нижегородский, по оценкам главы нижегородской консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса» Юрия Кузьмичева, — $150 млн. Основными игроками в нижегородском сегменте фаст-фуда господин Кузьмичев называет рестораны McDonald's (по финансовым показателям занимают около 30% сегмента фаст-фуда), сеть «Мир пиццы» (10-15%), «Едок», «Бродвей пицца», «Елки-Палки» (у всех — около 5%). Остальную долю сегмента делят сеть «Ростикс KFC», Sbarro, «Ташир-пицца» и др.