Отдел защиты прав потребителей Управления потребительского рынка Администрации города Обнинска представил отчет о работе за первое полугодие 2008 года.
Органы местного самоуправления, используя полномочия, предоставленные Законом РФ «О защите прав потребителей», обеспечивают защиту интересов потребителей по месту их жительства. В связи с этим, Управлением потребительского рынка ежегодно разрабатываются и утверждаются главой Администрации города мероприятия по защите прав потребителей сферы услуг на территории нашего города. В их основу положена работа Управления по информированию и просвещению потребителей, продавцов и исполнителей, которая способствует и помогает гражданам грамотно действовать на потребительском рынке товаров, работ и услуг, а предприятиям знать и соблюдать действующее законодательство в этой области.
Сегодня в городе работает 256 предприятий торговли, в том числе 16 крупных торговых центров, в которых осуществляют свою деятельность более 700 субъектов торговли; 86 предприятий общественного питания; 252 предприятия бытовых услуг и 31 туристическая фирма.
Как показывает практика, горожане больше всего претензий предъявляют к этим сферам деятельности, представляющим жизненный интерес для каждого из нас, так как мы все потребители тех или иных товаров и услуг, пишет отдел защиты прав потребителей. Ежедневно в городе заключаются тысячи сделок купли-продажи товаров и возмездного предоставления бытовых услуг, ассортимент которых значителен: от простых предметов первой необходимости до технически сложных товаров длительного пользования.
Так в первом полугодии 2008 года в отделе по защите прав потребителей находилось на рассмотрении 219 жалоб потребителей (в т. ч. 24 по бытовым услугам). Уже рассмотрено 214. В результате принятых специалистами отдела мер, потребителям возвращено около 1,5 миллионов рублей за товары ненадлежащего качества в 99 случаях. В 26 случаях покупателям произвели замену бракованного товара. В 24 — отремонтировали некачественный товар. Вместе с тем, 34 жалобы (18%) оказались необоснованными по результатам проведённых проверок качества или экспертиз товара. По бытовым услугам: 14 жалоб, поступивших в этом году, рассмотрены. Требования потребителей удовлетворены.
Кроме того, в тех случаях, когда нерадивые продавцы или исполнители услуг отказываются разрешить спор в досудебном порядке, специалистам отдела приходится обращаться в судебные инстанции. В этом году 3 обращения уже рассмотрены судом и 1 находится в стадии рассмотрения. Так, фирма «Катрина» (ул. Энгельса, д.10) по решению мирового суда была обязана выплатить потребителю около 30 000 рублей и 15 000 рублей штраф в доход государства. Предприятие решило оспорить это решение в городском суде, который оставил решение мирового суда без изменений. Во втором случае городской суд обязал предпринимателя вернуть потребителю 49 250 рублей за испорченную при доставке мягкую мебель, 18 000 рублей — пеню за просрочку выполнения заявленного потребителем требования, 1 500 рублей в качестве компенсации за причинённый моральный вред. Однако и в этом случае предприниматель решил оспорить решение суда первой инстанции и подал апелляцию в областной суд, но и он оставил решение городского суда без изменений. В третьем случае предприниматель делает всё возможное и невозможное для того, чтобы не выполнить требование покупателя о возврате денег за некачественную электрическую плиту, убытки по проведению экспертизы, неустойку за просрочку выполнения требования и моральный вред. Мировой суд уже вынес решение в пользу потребителя, но предприниматель решил его оспорить. Специалисты отдела продолжат свою работу по защите прав потребителя, купившего некачественный товар в городском суде.
Надо отметить, что обращаться в суды приходится крайне редко. Часто для разрешения конфликта бывает достаточно проконсультировать обе стороны и вопрос разрешается в добровольном порядке. Таких консультаций в этом году было дано около двух тысяч. Если количество жалоб, поступающих в отдел за последние два года незначительно, но уменьшается, то количество индивидуальных консультаций увеличивается. Проконсультироваться можно не только в Администрации города или по телефону, но и непосредственно в крупных торговых центрах города, где специалисты отдела по защите прав потребителей проводят выездные консультации. Мероприятия были проведены в универмаге «Центральный», «Старом универмаге», ТК «Европа», «Рынке-51квартал», «ЦИПК», «Айсберге», рынке «Аксёнова», в двух домах быта. По заявкам руководителей предприятий проведены занятия с персоналом магазинов: «Колизей», «Радий», «Аист», ателье «Силуэт» и «Мила», в ремонтных мастерских. Организованы и проведены тематические семинары-совещания с представителями предприятий потребительского рынка, городские конкурсы, в том числе конкурс «Первому наукограду — грамотных потребителей». Уже подведены итоги и определены победители. Награждение горожан пройдёт в рамках мероприятий, приуроченных к празднованию Дня города.
На сегодняшний день очень много обращений поступает в отдел по фактам ненадлежащего обслуживания потребителей. С мнением жителей нельзя не согласиться, увы, культура обслуживания потребителей явно не на должном уровне. Зачастую, конфликта можно было бы избежать, если бы работники сферы услуг обладали выдержкой, профессионализмом и умением общаться с потребителями. Руководителям предприятий необходимо обратить на эту проблему особое внимание и усилить работу по подбору и обучению персонала.
Специалисты отдела по защите прав потребителей Управления потребительского рынка Администрации города готовы оказать горожанам необходимую помощь. Наш адрес: пл. Преображения, д. 1, каб. 117, 314. Телефоны: (48439)