В результате исследования, проведенного на региональных рынках, ФАС выявила признаки тарифных сговоров примерно у 60 банков и 70 страховщиков. Соглашения 65 банков содержат условия о размещении части страховых резервов на депозитах.
Одновременно ФАС отметила, что количество аккредитованных страховщиков, приходящихся на один банк, в среднем возросло с 12 в прошлом году до 20 сегодня, а в ряде регионов взаимоотношения в этой сфере не дают никаких поводов для подозрений в ограничении конкуренции.
Начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева подчеркнула, что исследование, проведенное теруправлениями службы по поручению ФАС, не является расследованием конкретных нарушений антимонопольного законодательства, и потому не стала называть конкретных его фигурантов.
«Пока мы выявили договоренности, устанавливающие тариф на страхование либо в пределах некоей «вилки», либо в виде предельной величины, — отметила она. — Между тем эта величина, как показывают расчеты ряда теруправлений, выше рыночных цен на аналогичные услуги в регионе».
По словам начальника управления контроля ФАС, условия тарифного соглашения навязывают, как правило банки, однако это могут делать и крупные страховщики, «диктующие» условия на региональных рынках. «Мы выявили случай, когда один и тот же страховщик работал в одном регионе с разными банками по разным тарифам, — сообщила Юлия Бондарева, — причем речь идет о значительных расхождениях, на несколько пунктов».
Исследование показало, что соглашения примерно 65 банков со страховщиками обязывают последних размещать часть резервов на депозитах. «Само по себе такое условие нельзя считать нарушением, поскольку страховщик может быть сам заинтересован в таком инвестировании средств, — заявила Юлия Бондарева. — Однако в конкретных случаях мы будем анализировать, насколько они соответствуют рыночным условиям и отраслевому законодательству». «Речь может идти о пониженной доходности, — добавила она. — Кроме того, страховщик не может разместить все резервы в одном банке, ему это запрещают нормативные акты, которые также устанавливают ограничения по надежности банка или рейтинга». Если банк навязывает страховщикам такие условия, это будет квалифицироваться как ограничение конкуренции.
Исследование ФАС выявило и ряд положительных тенденций. Так, в ряде регионов — Владимирской и Мурманской областях, Ханты-Мансийске, некоторых областях Дальнего Востока — почти нет или очень мало соглашений, предусматривающих условия о тарифе на страхование и о размещении резервов на депозите. «По нашим данным, региональные банки, как правило, лояльнее относятся к страховщикам, принимают полисы от более широкого круга компаний, у них меньше договоренностей», — отметила Юлия Бондарева.
Она также сообщила, что почти все банки прекратили практику закрытых списков страховщиков. По словам Юлии Бондаревой, процедура аккредитации теперь более «прозрачна» и заранее понятна страховщикам, что «позволяет исключить огульный протекционизм в отношении «своих» компаний». Кроме того, есть уже и судебная практика по признанию незаконными антиконкурентных соглашений, добавила представитель ФАС.
Выступая 8 июня на Банковском конгрессе в Петербурге, Юлия Бондарева напомнила о вступлении в силу 13 мая поправок к Кодексу об административных правонарушениях, устанавливающих значительные штрафы для компаний, уличенных в нарушении антимонопольного законодательства. За злоупотребление доминирующим положением на рынке, соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, компаниям теперь придется платить 1-15 % выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение. Должностным лицам теперь грозят штраф в 70-200 МРОТ или дисквалификация до трех лет.