В минувшую пятницу Медведев, вернувшийся из поездки по Уралу, заявил о том, что региональная элита преднамеренно мешает приходу новых компаний на строительный рынок. «Конечно, унылые лица с золотыми цепями в малиновых пиджаках, они уже в прошлом, но выдавить чужака с локального рынка можно и вполне законными, на первый взгляд, мерами, — подчеркнул Дмитрий Медведев. — Расплачиваться за все эти прелести дефицита с его спекулятивными ценами приходится всему обществу, конечно, такое положение дел нас не может устраивать». Досталось, пишет газета, и федеральным чиновникам, которые до сих пор не могут разработать новые стандарты строительной деятельности. «Новые известия» продолжают тему.
Выступивший на заседании начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович отметил, что через год-полтора стране грозит дефицит строительных материалов.
По информации Дворковича, уже сейчас в целом ряде регионов возник дефицит стройматериалов. Чиновник объяснил это тем, что стройпроизводство сконцентрировано в России лишь в нескольких местах, поэтому транспортные издержки в некоторых регионах составляют 25-30% от цены материалов. Так, например, за Уралом строительные компании и предприятия уже покупают материалы и цемент в Китае, а не в РФ. «Это ведет к тому, что мы вместо собственного производства имеем значительный импорт», — подчеркнул Дворкович. И добавил, что если речь идет о высококачественных стройматериалах, то и в европейской части страны страны от 30% до 50% от общей потребности удовлетворяется за счет ввоза из-за рубежа.
Газета приводит также мнение председателя комитета Госдумы РФ по промышленности и строительству Мартина Шаккума. Он считает, что объемы строительства сдерживаются сегодня в основном бюрократическими барьерами. Однако и дефицит стройматериалов в перспективе может иметь место. «Дело в том, что государство начало массовые вложения в инфраструктуру, которая оттягивает на себя значительную часть стройматериалов. Мы собираемся строить десятки АЭС, а ведь на каждый энергоблок будет уходить по 250-300 тыс. т цемента.
То же и с аэропортами, взлетно-посадочными полосами. При сохранении текущих объемов производства стройматериалов на жилищное строительство их хватать, разумеется, не будет», — пояснил г-н Шаккум.