Извечная мечта каждого человека, продающего свою квартиру — продать ее подороже. И, если в этом желании есть не только амбиции, но и готовность провести небольшой объем предпродажных работ, успешная сделка по выгодной
Самое главное, чего необходимо добиться от продаваемого жилища — это максимально хорошее впечатление, которое оно должно будет произвести на риэлтора и потенциальных покупателей.
Прежде всего, надо постараться посмотреть на свое «гнездо» объективным взглядом. Ни для кого не секрет, что все недостатки, с которыми мы столько лет жили, уже давно не кажутся нам таковыми, и с ними все жильцы квартиры уже давно смирились. Однако вряд ли они произведут приятное впечатление на покупателя. А значит, нужно внимательно осмотреть следующие места: трубы и батареи (ликвидировать места протечки и сварки, закрасить их, если есть такая возможность), сантехнику (исправность кранов, сливов, чистоту ванн, раковин и унитазов). Кроме того, желательно отмыть кафельную плитку в ванной и на кухне, освежить швы новой затиркой, помыть ручки, выключатели, окна, подклеить отошедшие обои. Да и в целом провести генеральную уборку квартиры.
И это не капризы: у покупателя должно создаться ощущение чистоты и свежести приобретаемого жилища. Это же впечатление позволит ему думать о том, что все агрегаты в квартире исправны и содержатся в идеальном порядке.
И еще, по мнению психологов, изучавших вопрос приобретения и аренды недвижимости представителями разных полов, для мужчин важнее техническая сторона объекта, а для женщин — общее впечатление, основанное на ощущениях, полученных при просмотре.
Теперь коридор. Несмотря на то, что его уже давно никто не воспринимает как отдельное помещение, представляя собой «входную группу» в квартиру, он может оказать большое влияние на общее впечатление от квартиры. Если ваш коридор маленький, постарайтесь убрать из него все лишнее и оставить только вешалку для верхней одежды и полку для обуви (если таковая имеется). Особенно ценен этот совет, если на просмотр придет целая семья: чем больше у вас будет заставлена прихожая, тем менее комфортно им в ней будет. Кроме того, можно воспользоваться старым советом дизайнеров интерьера и зрительно увеличить коридор, поклеив там светлые обои и в нескольких местах повесив светильники с мягким, но ярким светом.
Кстати, принцип зрительного увеличения пространства можно использовать не только для коридора, но и для всей квартиры. Некоторые риэлторы начинают показы квартиры только после того, когда из нее будет вывезена вся мебель и по возможности в светлое время суток. А хитрость здесь такова: даже самые маленькие помещения, например
Поэтому при продаже квартиры нужно стараться освободить от мебели как можно больше пространства в квартире, особенно если есть возможность ее вывезти (на дачу, в гараж или просто на свалку). Кстати, все описанные приемы при нормальной и повышенной активности рынка недвижимости позволяли поднять цену продаваемой квартиры на 3-5%. В некоторых московских агентствах недвижимости были попытки внедрения услуги по предпродажной подготовке квартиры. Однако либо в силу инертности мышления, либо из-за наступившего кризиса эта идея не получила своего развития.
И, наконец, лестничная клетка как элемент входа в квартиру. Здесь стоит вспомнить известное выражение «театр начинается с вешалки». В сфере недвижимости она также не теряет свой смысл. Знакомство с квартирой начинается для покупателя даже не с самой квартиры, а с входной двери и коридора. Поэтому стоит не полениться и привести в порядок площадку перед дверью и саму дверь. Если перед входом в вашу квартиру есть небольшой тамбур, наведите порядок и там. Аккуратно составленные санки, велосипеды и т.п., а также убранная с глаз долой старая обувь создадут видимость ухоженности тамбура.
Теперь определение адекватной и приятной цены на квартиру. Для начала поинтересуйтесь стоимостью аналогичных квартир. Если не доверяете одному риэлтору, обзвоните несколько агентств или частных объявлений. Если любопытство очень сильно, можно сходить на пару показов и даже немного поторговаться с продавцами. Теперь у вас есть возможность сравнить осмотренные квартиры с вашей и понять до какого предела можно повышать цену.
Очень повезет, если вдруг попадется «ориентированный» покупатель, то есть тот, кого интересует именно такая квартира, именно в этом районе (или доме) и именно на этом этаже. В таком случае можно даже рискнуть немного поднять цену, сославшись на непредвиденные обстоятельства (например, увеличение цены объекта, который вы хотите приобрести после продажи своей недвижимости). Но ни риэлторы, ни покупатели такого не любят, поэтому если видите жесткий протест, лучше не усердствуйте и вернитесь на прежние позиции.
Кстати, если вы заключили договор с агентством на продажу квартиры, поднять цену вы уже не сможете. Иначе грозят штрафные санкции. В этом смысле риэлторы подстраховываются от излишне капризных или хитрых клиентов, а также разрывов сложных цепочек продаж и обменов.
И еще, сразу поинтересуйтесь у риэлтора размером вознаграждения за его услуги, который, как правило, приплюсовывается к названной вами цене. Бывали случаи, когда люди, встречая опубликованное агентством объявление о продаже их квартиры, с удивлением обнаруживали там совсем другую стоимость. С одной стороны они имеют право выставить любую цену, обязуясь отдать вам прописанную в договоре стоимость квартиры, но чтобы избежать неясностей и недопонимания, лучше сразу оговорить этот вопрос.
Теперь главное — найти своего покупателя. И даже в условиях не сильно активных продаж, при грамотной подготовке квартиры и адекватной цене на нее можно совершить быструю и выгодную сделку.