26 Февраля 2007 года

Ипотечные предпочтения страховщиков

Пять лет назад ипотечный кредит обходился заемщикам дешевле, хотя процентные ставки были значительно выше. Сегодня многим может и жизни не хватить, чтобы расплатиться за купленную в кредит квартиру, несмотря на пониженные процентные ставки и лояльность банков в оценке платежеспособности своих клиентов.

Аналитики заметили интересную закономерность: чем лояльнее банки относятся к желающим взять кредит, тем строже к ним страховые компании.

Единственным обязательным по закону видом страхования является предмет ипотеки — квартира или дом. Но банк вправе определять перечень страховых рисков на свое усмотрение. «Основная масса банков страхует жизнь ипотечного заемщика», — констатирует член правления «Райффайзенбанка» Роман Воробьев. «Большинство заключаемых с заемщиками договоров страхования — от смерти и потери трудоспособности», — подтверждает Надежда Шарова, директор по работе с финансовыми институтами Первой страховой компании. Страховая компания может потребовать от заемщика те же документы, что и кредитная организация. При этом если сумма кредита превышает в среднем 100 тыс. долл., заемщика могут попросить пройти обследование в аккредитованной при СК медицинской клинике.

Если квартира покупается по ипотеке на вторичном рынке, банк потребует от заемщика застраховать чистоту титула. Название «титульное страхование» пришло из зарубежной практики; иными словами, в этом случае страхуется потеря права собственности на квартиру. «Требование банка страховать квартиру, купленную на вторичном рынке, вполне адекватно, — полагает г-жа Шарова. — В случае, когда квартира покупалась и перепродавалась несколько раз, опасность появления новых (точнее, «забытых старых») собственников вполне реальна».

На первичном рынке есть свои риски — финансовые. Так, застройщик может объявить себя банкротом, и дом не будет достроен. Следовательно, у банка не появится залога по выданному ипотечному кредиту. На этот случай банк просит заемщика застраховать финансовые риски. Страховая компания потребует от заемщика стандартный пакет документов: договор инвестирования строительства, сведения об инвесторе, договор аренды земли, проект распределения площадей, инвестиционный контракт. Подобные заявки, как правило, рассматриваются в индивидуальном порядке.

У каждой страховой компании есть перечень одобренных застройщиков, бухгалтерия которых прозрачна, или, по крайней мере, СК им доверяет. Если застройщик не известен страховой компании, она может отказаться заключать договор с заемщиком. Отказ страховщики объясняют невозможностью правильно рассчитать риски и дать их качественную оценку, как и предъявить впоследствии требования к стороне, которая не исполнила своих обязательств.

Расходы заемщика на все виды ипотечного страхования могут составить в среднем от 0,9% до 1,5% от общей суммы кредита. Величина страховой премии зависит от многих показателей, например от возраста, пола и здоровья страхователя, года постройки дома и состояния недвижимого имущества, количества переходов прав собственности и т. д. Оплата должна производиться раз в год. По мере уменьшения основного долга размер ежегодных страховых взносов также уменьшается.

При наступлении страхового случая компания, как правило, возмещает банку-выгодоприобретателю убытки, причиненные страховым случаем. Размер убытков определяется страховщиком исходя из конкретного страхового случая. Например, по страхованию жизни и здоровья заемщика выплата составляет 100% от страховой суммы, то есть размер кредита, увеличенный на 10%.

РБК Кредит
Перейти в раздел «Статьи. Страхование»


Актуальные объявления о недвижимости:

Продается дом

Площадь: 120 м2, участок: 8 соток
Обновлено 22 марта 2018, Агентство «Агентство недвижимости «Регион 40»
2 700 000 руб.
22 500  руб./м2
Показать телефон

Опишите жалобу:

Неверное кодовое слово

Оставить заявку

Возможность отправить сообщение появляется только после того, как вы укажете все необходимые данные.
Материал доступен для комментирования первые 3 месяца с момента публикации.


Комментарии
Страхование недвижимости — информационные материалы: отчеты, обзоры, программы, виды, объемы, методы, оценки, итоги и пр.
Подать объявление