Участники организованной холдингом «Финам» конференции «Госкомпания и дороги: одной бедой станет меньше?» отметили, что сеть автодорог в России находится в критическом состоянии, причем в ближайшее время оно может усугубиться. Создание государственной компании «Российские автомобильные дороги» способно повысить эффективность управления дорогами, но вряд ли решит вопрос недостаточного финансирования их развития.
Состояние дорожной сети в России близко к критическому. В частности,
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, проблема частично связана с тем, что государство долгое время не учитывало рост объемов автомобильных перевозок: «Автомобиль у нас, по крайней мере, личный, долгие годы был роскошью, поэтому, когда наши граждане стали в массовом порядке приобретать автомобили, а грузовые автомобильные перевозки резко выросли, оказалось, что наши дороги не справляются с таким потоком, просто не рассчитаны на него. Вот поэтому государство и решило заняться этой проблемой. Посмотрим, что из этого выйдет».
Кризис может усугубить ситуацию в отрасли
Создание ГК «Российские автомобильные дороги» вряд ли сможет принципиально изменить ситуацию. «Её функции будут в том, чтобы поддерживать, ремонтировать, создавать придорожные комплексы, реконструировать дороги. То есть сегодня весь комплекс вопросов, которые есть в отношении федеральных автомобильных дорог, осуществляет агент. В отношении переданных дорог в управление этот пункт будет осуществлять государственная компания. Росавтодор будет проводить конкурсные процедуры по отбору компаний для выполнения работ для него. В этом плане никакой кулуарности, закрытости не планируется. Таким образом, должна повыситься эффективность управления», — прогнозирует
«Не забывайте, что в России вся дорожная сеть разделена на три неравные части. 47 000 км — федеральные трассы, за них отвечает (и финансирует их строительство, ремонт и содержание) Федеральное Дорожное Агентство. 550 000 км — региональные дороги, за них отвечают (и финансируют) региональные власти — субъекты Федерации (по остаточному принципу). 350 000–400 000 км — местные дороги, за них отвечает (и финансирует) местная власть — муниципалитеты и сельские районы. ГК «РАД» создается на базе федеральных дорог! Так что подавляющее большинство российских дорог, как финансировалось доныне (а точнее — запредельно недофинансировалось), так и будет финансироваться обычным порядком», — уточняет