Принятый недавно Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определил ключевые моменты нового порядка предоставления бюджетных средств. Так, согласно закону решение о проведении капремонта в конкретном доме и об участии в муниципальной адресной программе капитального ремонта принимают собственники помещений на общем собрании (либо члены ТСЖ или жилищного кооператива, то есть опять-таки собственники). Общее собрание утверждает и смету расходов на ремонт, причем, по закону, собственники должны участвовать в финансировании ремонта. Не менее важно и то, что привлекать подрядные организации для выполнения ремонтных работ должны сами ТСЖ либо выбранные собственниками управляющие компании. При этом предусмотрено, что бюджетные средства (средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, субъекта Российской Федерации и/или муниципалитета) поступают либо товариществу, либо УК на специально открываемый счет.
Вроде бы создается система, которая должна по максимуму заинтересовать собственников в том, чтобы привести свой дом в порядок. Однако остается немало сложных моментов и вопросов, ответы на которые еще предстоит найти.
Например, порядок предоставления бюджетных средств предусмотрен такой, что утвержденная смета на проведение капитального ремонта конкретного дома требуется только в самый последний момент — когда муниципалитет уже принял решение, сколько именно денег из полученных средств Фонда и субъекта Федерации он выделил для дома. На этапе подачи заявки для участия в муниципальной адресной программе наличие сметы не предусмотрено. И только когда деньги уже фактически выделены, собственники должны в течение 30 дней подтвердить на общем собрании свое согласие о долевом участии в расходах и определить размер этого участия (не менее 5 процентов от выделенных бюджетных денег). Если бы заранее, на стадии принятия решения об участии в муниципальной программе собственники определили, какие работы в доме необходимо провести, какое качество объектов общего имущества они хотят получить после ремонта, оценили предстоящие расходы, а также сколько им надо добавить своих денег к ожидаемой бюджетной помощи, тогда у них оставалось бы достаточно времени или для того, чтобы подкопить деньги, или договориться с банком о кредите, или найти еще
В предлагаемой законом схеме качество ремонта фактически определяют не собственники, а субъект Федерации — через установление «размера предельной стоимости проведения капитального ремонта» в рамках региональной адресной программы.
Когда решение о качестве и стоимости ремонта принимается собственниками «под выделенные деньги», трудно ожидать, что будут проведены дорогие работы по модернизации дома. Например, можно заменить плоскую кровлю с покрытием дешевым рубероидом, который через пять лет снова надо будет менять, на скатную конструкцию с покрытием дорогими современными, но и более долговечными материалами, или вместо обычного ремонта фасадов сделать теплоизоляцию с защитно-декоративным слоем. Однако собственники, скорее всего, будут экономить.
Еще один существенный момент — закон не устанавливает механизма контроля исполнения собственниками (товариществами, управляющими организациями) обязательств по софинансированию ремонта. Орган местного самоуправления в течение пяти дней должен перечислить деньги бюджета одним платежом, то есть фактически авансом, при этом закон не требует подтверждения, что получатель уже располагает своими средствами, что уже выбран подрядчик и т.д. У муниципалитета также практически нет возможности проконтролировать целевое расходование ТСЖ или УК выделенных бюджетных средств, потому что они самостоятельно распоряжаются деньгами, находящимися на их счетах, а значит, могут использовать их и не по назначению.
Остается надеяться, что власти в регионах и органы местного управления, от которых зависит реальное выполнение программы, оценят «подводные камни» и смогут подстраховаться через разработку местных нормативных документов. Возможно, потребуется подготовить методические рекомендации и на федеральном уровне