Перспективы — радужные. “Фольксваген” уже работает, “Вольво” строится. С “Пежо-Ситроен” скоро будет подписан инвестиционный контракт, и начнется стройка производственных корпусов — об этом было заявлено накануне нового года. Эти гиганты со временем обрастут небольшими заводами комплектующих. Например, сейчас одновременно строится и выпускает продукцию завод автоглушителей, а дальше — будет больше.
Но крупных сборочных производств в Калуге уже не прибавится. Ходили слухи, что появится завод “Мицубиси”. На самом деле, как сказал нам начальник отдела сопровождения инвестиционных проектов областного министерства экономического развития Сергей Карленко, машины с японским брендом, возможно, будет собирать в Калуге концерн “Пежо-Ситроен”, который намерен построить в областном центре один завод, а не два. С его же слов, огромное внимание к Калуге проявляли многие японские и корейские автогиганты, но такая объективная причина, как отсутствие морского порта, заставила их сделать выбор в пользу Ленинградской области.
Еще года три назад никто и предположить не мог, что Калуга начнет переживать автопромышленный бум. Да, в советское время в городе была построена пара заводов автокомплектующих, но погоды в областном центре они не делали. А тут — целых три сборочных завода! Причина понятна, и о ней уже немало писали — областные власти предлагают мировым автогигантам невероятно льготные условия: освобождение от налога на имущество на несколько лет, снижение налога на прибыль и, что очень существенно, на средства бюджета строится вся инженерная инфраструктура — подводится электричество, вода и газ, прокладываются шоссейные дороги и железнодорожные ветки. Все это в расчете на то, что будущие налоговые отчисления от этих предприятий озолотят областной бюджет.
Надежды, скорее всего, оправдаются. “Фольксваген” намерен выпускать 150 тысяч авто в год, “Пежо-Ситроен” — 300 тысяч. “Вольво” — поскромнее — 15 тысяч. Зато не легковушек, а грузовиков, они же — много дороже. Общий объем инвестиций — более миллиарда евро. Соответственно, и в бюджет области перепадет немалая доля от планируемой прибыли.
Конечно, мировые автогиганты стремятся разместить свои заводы в России из-за низкой цены рабочей силы. Сейчас на калужском “Фольксвагене” средняя зарплата около 25 тыс. рублей — смешные по европейским меркам деньги, зато для России — это очень неплохо. По этой причине Сергей Карленко уверен, что отбоя от желающих работать на новых предприятиях не будет. На “Фольксвагене” планируется открыть 3,5 тысячи рабочих мест, на “Вольво” — 700, на “Пежо-Ситроен”, возможно, более 5 тысяч. Еще 40 тысяч будет занято на предприятиях по производству комплектующих.
Где же взять столько квалифицированных специалистов? Сейчас обсуждается вопрос об открытии на базе калужского филиала МВТУ им. Баумана автомобилестроительного факультета. В Калуге уже работает специализированный учебный комбинат, выпускающий рабочих нужных специальностей. Планируется рекрутировать кадры не только в Калужской и окрестных областях, но и в республиках бывшего Союза. С этим, правда, может возникнуть заминка — федеральная программа переселения соотечественников из-за рубежа, начатая в прошлом году, сейчас практически не работает. За весь 2007 год в Калужскую область из бывших братских республик переехало всего несколько десятков семей, а у нас надеялись на приезд нескольких тысяч человек. Поэтому проблема остается.
Что же касается Обнинска, то калужский автопром к наукограду пока интереса не проявляет: как нам сообщили в Обнинском центре занятости, новые автозаводы не сделали никаких кадровых заявок. Но это только пока. Не исключена вероятность того, что теперь не только Москва, но и Калуга станет “пылесосом”, затягивающим в себя обнинских специалистов.