Бытует мнение, что граждане, наиболее внимательные к суммам в квитанциях на оплату коммунальных услуг, чаще других используют новинки коммунальных технологий, сообщает газета «Контакт». Эти люди первыми устанавливают в своих квартирах счетчики горячей и холодной воды и считают, что платить должны только по из показателям. Однако, суммы в платежах с их расчетами порой не совпадают — и так из месяца в месяц.
Особо неравнодушные обращаются в газеты — с просьбой прояснить ситуацию. Некоторые газетчики легкомысленно им это обещают. Однако затем оказывается, что тема эта намного сложнее, чем представляется неспециалистам. Сами же коммунальщики чаще всего — по разным причинам — устраняются от внятного разъяснения «тёмных мест» в практике подготовки расчетов по услугам. Так что нам не остается ничего иного, как вновь обратиться к материалам пишущих на эту тему журналистов.
Все действия и взаимоотношения в сфере ЖКХ регулируются Жилищным кодексом, которыйвступил в силу 1 марта 2005 года. Если норм ЖК недостаточно, применяются нормы закона «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса. Все эти нормы основаны на простых и понятных принципах: хозяева квартир должны оплачивать их содержание и предоставляемые коммунальные услуги; все собственники квартир должны нести солидарную ответственность (включая оплату расходов) за содержание общедомового имущества многоквартирного дома; обслуживающие организации (УК) вправе брать с жителей деньги только за предоставленные ими услуги.
Тем не менее, принципы эти то и дело нарушаются, причем по воле отдельных ведомств. Так, с 2006 года у нас действуют «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (постановление правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 в редакции от 21.07.08 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»). Казалось бы, если есть счетчики горячей и холодной воды, граждане должны платить именно по их показаниям. Однако в правилах есть приложение № 2, а в нем — пункт 3 и подпункт 1. Там и приведена явно искусственная «формула», согласно которой вы платите не по своему квартирному счетчику, а с учетом некоего поправочного коэффициента. В результате все платят за воду, которую использовали не зарегистрированные в доме жильцы. В квартире же могут быть прописаны один-два человека, а жить — в пять раз больше.
Если на входе в дом стоят приборы учета, обслуживающие наши дома организации обязаны рассчитываться с поставщиками воды (и тепла) по показаниям этих приборов. А с жителей брать деньги по нормативам или по показаниям счетчиков, которые стоят в квартирах. Но система расчетов содержит лазейки, которые коммунальщики используют отнюдь не к выгоде своих клиентов. Например, схема, когда на вводе в дом установлен общий прибор учета, а индивидуальные отсутствуют. Тогда показания общего счетчика делят на количество зарегисрированных в доме человек, затем для каждой квартиры этот показатель умножают на число зарегистрированных именно в ней, далее полученную цифру умножают на тарифы для горячей и холодной воды. Практика показала, что бывает и так, что после установки общедомовых приборов расходы граждан на оплату водопотребления резко выросли. И опять потому, что счет выписан на одного человека, а водой пользуются четверо или пятеро.
Есть еще один невыгодный для собственников квартир вариант: в доме счетчик есть, в большинстве квартир — нет. Каждый платит по нормативу или по счетчику (если он есть), но с дома в целом требуется значительно больше. Разница возникает не только из-за присутствия в доме «нелегальных» жителей, но и в связи с общей изношенностью инженерных систем. В разницу входят все утечки в подвалах, слив воды из труб при необходимости их ремонта, капельки из ржавых вентилей...
По Жилищному кодексу жители не должны все это оплачивать. А по Правилам предоставления коммунальных услуг — обязаны. И коммунальщики делят «недостачу» между всеми собственниками и ответственными квартиросъемщиками.
Почему люди у нас платят за услугу, которую не получали? Ведь это прямо противоречит закону «О защите прав потребителей»! Потому что право на это коммунальщики получили по постановлению правительства. Дело в том, что постановление и правила обязывают собственников квартир платить добавочные деньги за израсходованную всем домом воду. Но лишь в том случае, если дом перешел на так называемое непосредственное управление и поставщики воды заключили договоры с каждым их собственников. Но много ли таких домов?
Коммунальное лобби в нашей стране сильно как никогда. И через год после выхода правил Минрегион посылает вдогонку разъясняющее письмо от 20 марта 2007 г. № 4967-СК/07. Этим письмом правило общей ответственности за всю пришедшую в дом воду распространяется уже на всех собственников квартир — независимо от способа управления домом...
Как этому противостоять? Путь один: прямые обращения в суды граждан, права которых данными документами нарушены. Но граждане у нас по таким «мелочам» стараются не беспокоиться. Людей можно понять: экономия невелика и полностью будет сьедена расходами на судебную волокиту.