Оба проекта для Обнинска — исключительно важны. Каждый по-своему. 55-й микрорайон — новое место комфортного проживания. Инновационная зона на Красных Зорь — наукоградовская «изюминка». И, помнится, еще год назад немало спорили о том, как все это следует устроить. Нынче про споры никто не вспоминает — оба проекта оказались настолько «вылизанными», что члены градостроительного совета единогласно рекомендовали их к публичным слушаниям.
Впрочем, сказать, что все проблемы этих территорий сняты, было бы непростительным преувеличением. Взять, к примеру, 55-й микрорайон. Там планируется в две очереди возвести практически четверть миллиона квадратных метров жилья. А места не так уж и много. К тому же микрорайон примыкает к уже сформированной улице Маркса, и он должен соответствовать ее архитектуре. Грубо говоря, 24-этажные башни здесь не посадишь. Архитектор Владимир Шкарпетин предложил компромисс: микрорайон выходит на Маркса зданиями не выше 10 этажей, а дальше вглубь как бы поднимается до 14-16 этажей с вкраплениями точечных 17-этажек. Внизу зданий пристройки — магазины, офисы, филиал поликлиники, милиция, ЖЭКи. Отдельно — два детсада и школа.
Впрочем, со школой еще много нерешенных вопросов. Дело в том, что земля 55-го поделена сразу между несколькими собственниками, и место под школой — тоже. Пока земельная проблема не будет улажена, говорить о ее строительстве не имеет смысла. Шкарпетин, впрочем, отметил, что время еще есть: школа попадает во вторую очередь застройки, и к ней приступят не ранее, чем через два года. Но замглавы администрации Юрий Голенцов настоял, чтобы этот вопрос был особо отмечен в решении градостроительного совета и чтобы было подготовлено соглашение с инвестором, фирмой «ИмпэксКонсалтинг», о выполнении ею всех социальных функций.
Другая тема, которая вызвала живое обсуждение, — парковки и дороги. По проекту в 55-м микрорайоне запланировано около 800 парковочных мест — и открытых, и закрытых, и полуподземных. Этого, как отметили все присутствующие, на 3 тысячи квартир явно недостаточно. Сейчас, если посмотреть на число зарегистрированных автомобилей, в среднем каждая обнинская семья имеет по машине. Выходит, новый микрорайон обречен задыхаться от транспортной проблемы? Напряженность несколько сняла главный архитектор города Ольга Ашварина. По ее словам, неподалеку, в Кабицыне, формируется специальный участок под многоуровневые автостоянки. И площадь там внушительная, 5 гектаров, — хватит всем примыкающим микрорайонам.
Кроме того, вплотную к 55-му будет примыкать еще одна многоуровневая автостоянка — ее проектирование ведется уже сейчас.
Что же касается транспортной напряженности вообще, тут, признал Владимир Шкарпетин, действительно нужны нестандартные и капиталоемкие решения. Если с 55-го не предусмотреть дополнительного выезда, то на Маркса могут возникнуть постоянные пробки. Там уже сейчас немного стопорится движение, а в будущем, когда начнут заселять 55-й и Заовражье, улица рискует просто «встать».
В целом же, отметили члены градостроительного совета, проект смотрится очень органично, несмотря на довольно жесткие условия для проектировщиков и высокую плотность застройки. Впрочем, то же самое относится и к инновационной зоне на Красных Зорь. Ее архитектор Ваник Давтян, образно говоря, был поставлен в ситуацию «спроектируй то, не знаю что». На сегодняшний день еще непонятно, какие инновационные предприятия поселятся в новой зоне. Есть задание: нужны производственные, складские, офисные сооружения современного уровня. И все это — на узкой полоске земли вдоль железной дороги. Давтян предложил проложить дорогу параллельно Курчатова вплоть до улицы Северная, а вдоль нее расположить складские и производственные помещения. Такое решение имеет несколько явных плюсов: во-первых, разгрузится улица Курчатова, во-вторых, сплошные здания складов будут экранировать железную дорогу, и в городе станет тише. А красивый многоэтажный офисный центр с конференцзалом встанет особняком, отдельно от производственно-коммунальной зоны.
Разумеется, и тут не обошлось без сложностей. Намеченная дорога, например, упирается в неприглядного вида гаражи, которые по-хорошему надо куда-то переносить. Да и рядом уже десятки лет стоят гаражные общества весьма, мягко скажем, патриархальной наружности. Их надо облагородить: например, закрыть стенками. В-третьих, пока речь шла о виртуальных инновационных объектах, но уже сейчас понятно, что здесь можно разместить далеко не любое предприятие: все-таки вибрацию и шум от железной дороги свести к нулю никак не удастся.
И тем не менее, градостроительный совет оставил очень приятное впечатление: так бывает, когда подводят итоги хорошо сделанной работы.