Вымогательство — следствие низкой зарплаты.
Экономику не обманешь. Если предприятие не имеет достаточно средств, чтобы платить работникам достойную зарплату, закупать в необходимом количестве материалы, разорение неизбежно. Но если это предприятие государственное или муниципальное, то
«Сухой остаток» на сегодняшний день: износ основных фондов в ЖКХ по России составляет
В Обнинске картина соответствующая: стоимость капремонта одних только инженерных сетей городского жилищного фонда, износ которых достиг 80%, составляет на сегодня 350 миллионов рублей. Два муниципальных предприятия — УЖКХ и ЖКУ работают в том самом режиме «через пень-колоду». В прошлой статье о ЖКХ мы кратко охарактеризовали положение дел в УЖКХ, сейчас приведем данные по ЖКУ.
По штату здесь должны быть 600 работников, в наличии — 280. Сантехников должно быть 78, есть 39, дворников, соответственно, 172 и 58, эпектро газо сварщиков -15 и 7, уборщиков мусоропроводов 132 и 58, уборщиц лестничных клеток- 27 и 9. Средний заработок в ЖКУ — около 8 тысяч. У сантехников и электриков средняя зарплата- 5185 рублей. Меньше всего получают дворники: ставка
Бывают казусы. Договорится жилец с сантехником из ЖКУ в частном порядке, тот
Ну и, конечно, широко практикуется пришедшая еще с советских времен такая форма «подработки», как вымогательство. Сантехник сообщает: «Вот этой детали на складе нет. Я купил ее на рынке. Могу установить. Цена
Частный бизнес изворачивается.
Тарифы на услуги ЖКХ определяются на год, а цены, например, на бетон растут каждые полтора месяца на
То есть, законы экономики все равно свое берут: предприятия ЖКХ выполняют тот объем работ, который им посилен в нынешних условиях, а не тот, который требуется. Это означает, что старение и разрушение жилищного фонда
И, тем не менее, в отрасль уже пришел и осваивается частный бизнес. Который, как известно, убыточным быть не может, во всяком случае, сколько-нибудь долгое время. Так в чем же дело? Убыточна эта сфера, или муниципальные коммунальщики намеренно сгущают краски? И если все же убыточна, то как в ЖКХ работают частные управляющие и обслуживающие компании?
Картина здесь вырисовывается следующая. Частным компаниям работать легче, поскольку у них, как правило, есть возможность применять более выгодную схему налогообложения, так называемую «упрощенку». В определении заработка сотрудников они не связаны жесткими тарифными сетками, как в муниципальных компаниях. И, тем не менее, и здесь экономика диктует свои железные правила: нынешние тарифы никому не позволяют работать и качественно, и прибыльно. Как частные компании не изворачиваются, а все же прибыльность обеспечивают за счет все тех же «недообслуживания», «недоремонта» и невысокой зарплаты персонала. Кроме того, частный бизнес берет в ЖКХ на обслуживание в основном новый или не слишком старый фонд.
И еще один фактор: ни одна частная компания не берет «подержанные» дома в небольшом количестве. «Крутиться» частному бизнесу в ЖКХ можно, если взят не слишком старый фонд, и, причем в приличных объемах, что позволяет маневрировать средствами. Проще говоря, если взять 50 «подержанных» домов, то общая сумма сборов все же позволяет компании жить, концентрируя средства на отдельных участках, и не дорабатывая на других. А если взять
В то же время новые дома можно брать и «мелкими сериями», поскольку они несколько лет требуют для обслуживания очень небольших затрат. Такова общая ситуация в ЖКХ на сегодняшний день.
Что должны делать управляющие компании.
После президентских выборов марта 2008 г. здесь возможны серьезные изменения. Характер их вполне понятен из общего курса властей, суть которого — уход государства из этой сферы с одновременным перекладыванием затрат на плечи населения.
Это означает, что после выборов политика сдерживания роста тарифов сменится политикой их более быстрого, чем все последние годы, повышения. Конечно, при этом возрастет и объем субсидирования тех слоев населения, которые окажутся неспособны оплачивать коммунальные услуги в полном объеме, но практика показывает, что помощь со стороны государства в этом вопросе недостаточна. Уже сегодня субсидии не спасают очень многих людей, в первую очередь пенсионеров, от полунищенского существования. После марта 2008 г. количество таких людей может намного увеличиться.
В настоящее время тарифы в ЖКХ занижены примерно в
Что конкретно означает предоставление качественных услуг в ЖКХ, если иметь в виду весь объем работ? Чтобы было понятно, о чем реально идет речь, приведем перечень обязательных работ, согласно действующим правилам, только по текущему ремонту.
1. Фундаменты: устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.
2. Стены и фасады: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
3. Перекрытия: частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска.
4. Крыши: усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
5. Оконные и дверные заполнения: смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
6. Межквартирные перегородки: усиление, смена, заделка отдельных участков.
7. Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей. Восстановление или замена отдельных участков и элементов.
8. Полы: замена, восстановление отдельных участков.
9. Печи и очаги: работы по устранению неисправностей.
10. Внутренняя отделка: восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
11. Центральное отопление: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные.
12. Водопровод и канализация, горячее водоснабжение: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях.
13. Электроснабжение и электротехнические устройства: установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.
14. Вентиляция: замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции, включая собственно вентиляторы и их электроприводы.
15. Мусоропроводы: восстановление работоспособности вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств.
16. Специальные общедомовые технические устройства: замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами.
17. Внешнее благоустройство: ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
А есть еще объемы работ по графе «Содержание дома», из пяти разделов, в которых в общей сложности 72 пункта.
Создание МУКа — ошибка.
В общем, штатная численность, например, ЖКУ в 600 человек не из пальца высосана, а полностью соответствует тем объемам работ, которые должны реально выполняться. Равно как, например, в МПКХ, муниципальном предприятии, которое отвечает за благоустройство города, по штатным нормативам еще советского периода численность персонала должна составлять более 400 человек. Затем норматив был искусственно занижен до 325, чтобы хоть таким образом поднять зарплату оставшимся. Работают здесь сегодня менее 200 сотрудников.
Все эти данные я привожу не для того, чтобы «навести жуть», а по той причине, что наши городские власти, в
Что здесь конкретно можно сделать?
Предполагалось, что появление заказчика услуг в виде МУК усилит контроль над обслуживающими организациями. Но время показало иллюзорность этих надежд. Контроль над предприятиями ЖКХ, конечно, нужен, и муниципальными, и частными, но если нет нормальных экономических условий для их работы, никакими организационными новшествами, никаким усилением контроля положение не исправить. В результате качество работы УЖКХ и ЖКУ не улучшилось, но зато эти организации лишились возможности получать платежи от населения напрямую.
А это, если разобраться, сущая нелепость. Где это видано, чтобы предприятие оказывало услуги, но деньги за это получала другая организация и потом перечисляла их исполнителю? Нововведения такого рода появились сейчас в России и это, между прочим, сугубо наше, российское явление. В западных странах, на которые вроде бы равняются наши «реформаторы», вообще нет разделения компаний в ЖКХ на управляющие и обслуживающие. Там все компании совмещают эти функции.
Единственное, пожалуй, положительное обстоятельство в работе МУК, так это покрытие из городского бюджета расходов на расчет и обработку платежей от населения за услуги предприятий ЖКХ и проводку этих платежей через банки и почту. Тем самым населению несколько облегчается бремя расходов на коммунальные услуги.
Но вряд ли этим обстоятельством можно оправдать существование МУК. Ведь дотации идут не от МУК, а из бюджета через МУК. Могут идти и другим путем. Это, как говорится, не проблема. Может быть, в городе следует создать единый расчетный центр по оплате услуг ЖКХ в статусе муниципального предприятия, и с функциями исключительно техническими? И при этом в договорах центра с предприятиями ЖКХ зафиксировать право городской администрации на применение штрафных финансовых санкций к ним за ненадлежащее исполнение работ.
В общем, пора администрации сделать малоприятный, но, похоже, неизбежный вывод: эксперимент по созданию в городе муниципальной управляющей компании с задачами контроля над обслуживающими предприятиями себя не оправдал. Это эксперимент неудачный, который обошелся городскому бюджету в очень приличную сумму.
Что скрывает МУК?
Надо сказать, ко всему прочему, деятельность МУК еще и окутана таинственностью. Несколько недель назад на просьбу предоставить информацию о предприятии один из его руководителей ответил отказом. Заместитель мэра по вопросам городского хозяйства Вячеслав Лежнин потребовал направить письменный запрос. Правда на запросы журналистов
Сейчас вот тоже потребовались сведения об уплате МУК то ли в прошлом, то ли в этом году около 4 млн. рублей как налога на прибыль.
Редакция направила запрос в налоговую службу. Ведь если эти сведения верны, то возникают очень серьезные вопросы. Какая может прибыль у муниципальной компании, задача которой — исправно и без задержек перечислять средства исполнителям работ? Тем более прибыль, если судить по сумме налога, чуть ли не в 40 млн. рублей?
И здесь случилось нечто неожиданное и непонятное. На письменный запрос, который требует очень простого ответа, редакция, скажем так, быстрого ответа не получила. Почти неделю мы пытались получить необходимые данные из налоговой службы, но безрезультатно. В телефонном разговоре недавно назначенный руководитель службы Сергей Зайцев был туманно многозначителен, сказал, что ответ будет дан «в установленный законом срок (то есть в течение месяца) и в надлежащей форме, с учетом всех правовых норм в части сведений, который относятся к секретным». Хотя какие здесь могут секреты? И чем объяснить задержку ответа на очень простой вопрос, не требующий
Телодвижений — нет.
Итак, очевидно, что требуется упростить и оптимизировать структуру управления сферой ЖКХ. Все предприятия, работающие в этой сфере, должны быть и управляющими, и обслуживающими компаниями. Ни к чему здесь «изобретать велосипед». Надо решить вопрос с муниципальными предприятиями, статус которых «вяжет» их по рукам и ногам. Или акционировать их, при сохранении, допустим, за мэрией 51 % акций, или же в рамках нынешнего статуса изыскать возможности для их более гибкой работы. Для контроля над сферой ЖКХ создать соответствующий отдел в администрации (по аналогии с другими, более успешными городами).
Иными словами, весь организационный ресурс в сфере ЖКХ надо задействовать полностью и грамотно, точно просчитав последствия. При неизбежном росте тарифов одним из самых реальных способов облегчить бремя платежей для населения является снижение издержек на содержание жилищного фонда. Добиться этого можно,
Пора уже нашим властям разработать четкую стратегию работы в сфере ЖКХ на период с 2008 г. и далее и представить ее горожанам. Но, к сожалению, пока что ни в городском собрании, ни в администрации никаких «телодвижений» на этот счет не наблюдается.